Недействующий

Об утверждении Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года (фактически утратил силу в связи с истечением срока действия)

III. Тенденции развития народных художественных промыслов


Анализ тенденций развития народных художественных промыслов показывает, что с середины 90-х годов их состояние неизменно оценивалось как критическое. Оказавшись в начале перестройки вне сферы внимания и поддержки федеральных властей, организации народных художественных промыслов стали терять объемы производства.

Так, темп роста производства изделий народных художественных промыслов к уровню предыдущего года составил в 2001 году 108,4%, но уже в 2002 году он снизился до 87,6%, а в 2004 году темп роста составил - 97,9 процента.

И только начиная с 2005 года народные художественные промыслы преодолели тенденцию падения объемов производства продукции и ежегодно увеличивали выпуск изделий народных художественных промыслов, этому способствовали меры государственной поддержки, направленные на стабилизацию и развитие организаций народных художественных промыслов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 года N 586-р утвержден Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, которым предоставляются субсидии для компенсации части затрат на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки выпускаемой продукции, уплату процентов по кредитам, организацию работ по продвижению товаров на рынок, получение патентов и свидетельств на товарные знаки. В этот Перечень включены 18 предприятий.

Этим предприятиям в 2008 году предоставлено из федерального бюджета субсидий в сумме 64,68 млн.рублей. Федеральным законом от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ на 2009 год для поддержки производства и реализации изделий народных художественных промыслов утвержден объем субсидий в сумме 81,5 млн.рублей.

Действующие меры государственной поддержки на федеральном уровне предусматривают:

освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

снижение ставки единого социального налога на 6%;

защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, включая авторские права на произведения декоративно-прикладного искусства, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров.

          Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению изделий народных художественных промыслов, имеют право применять упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, законодательством предусмотрена возможность предоставления льгот на региональном уровне:

по земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога организаций народных художественных промыслов;

по налогу на имущество: законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе установить дополнительные категории организаций (в том числе народных художественных промыслов), которым может быть предоставлена льгота по налогу;

по налогу на прибыль: законодательным органам субъектов Российской Федерации дано право, снижать налоговую ставку в части сумм налога на прибыль, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах 4 процентов.

Государственная поддержка народных художественных промыслов на федеральном и региональном уровнях составляет ежегодно (оценочно) в сумме более 400 млн.рублей.

IV. Мероприятия по реализации Концепции


Разработка мероприятий по реализации Концепции осуществлена с учетом стратегических целей, законодательно-правовых актов, определяющих политику государства в развитии народных художественных промыслов.

В числе мероприятий, предусмотрены:

1. Определение перечня организаций народных художественных промыслов, выпускающих и реализующих изделия признанного художественного достоинства.

2. Мониторинг (инвентаризация) существующих организаций народных художественных промыслов, выпускающих изделия признанного художественного достоинства и учебных заведений, готовящих кадры для народных художественных промыслов и их текущего состояния.

3. Разработка конкретных мер, необходимых для развития организаций народных художественных промыслов (техническое перевооружение и модернизация производства, реконструкция).

4. Разработка автоматизированной системы по ведению Перечня организаций народных художественных промыслов и Реестра изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

5. Подготовка предложений по формированию туристических маршрутов с учетом размещения организаций, выпускающих и реализующих изделия народных художественных промыслов, и мест их традиционного бытования.

6. Подготовка предложений по организации товаропроводящей сети для реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

7. Разработка мер популяризации народных художественных промыслов в средствах массовой информации в России и за рубежом.

8. Предложения по организации новых тематических выставок, смотров-конкурсов мастеров-художников народных художественных промыслов.

9. Подготовка предложений по формированию перечня организаций народных художественных промыслов федерального, регионального и местного значения, выпускающих и реализующих изделия признанного художественного достоинства.