Классификация железнодорожных линий строится на основе следующих критериев:
скорость движения поездов (км/ч);
грузонапряженность (млн.ткм брутто/км в год).
В качестве дополнительных критериев приняты:
размеры движения пассажирских дальних и пригородных поездов;
вхождение линий в основные грузовые и пассажирские направления.
Классификация железнодорожных линий приведена в таблице.
Классы железнодорожных линий
Годовая приведенная грузонапряженность, млн ткм брутто/км | Скорости движения поездов (числитель - пассажирские, знаменатель - грузовые), км/ч | ||||||
141-200 до 140 | 121-140 до 100 | 101-120 до 90 | 81-100 до 80 | 61-80 до 60 | 41-60 до 60 | 40 и менее | |
Более 80 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 |
от 51 до 80 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 |
от 26 до 50 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 |
от 11 до 25 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
от 5 до 10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 и менее | - | - | - | 4 | 4 | 5 | 5 |
1. В зависимости от количества пассажирских дальних и пригородных поездов класс линии должен быть не ниже:
1 класса - более 100 пар поездов в сутки;
2 класса - 31-100 пар поездов в сутки;
3 класса - 6-30 пар поездов в сутки.
2. Линии, на которых организуется высокоскоростное движение пассажирских поездов со скоростью свыше 200 км/ч, относятся к числу внеклассных и в настоящей классификации не рассматриваются, регламентируются отдельной методикой.
3. Для оценки расходов филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", обслуживающих станции, расположенные на железнодорожных линиях разных классов, предусматривается классификация станционных путей (за исключением путей сортировочных горок) в зависимости от скорости движения поездов:
приемо-отправочные и другие станционные пути, предназначенные для безостановочного пропуска поездов со скоростями 40 км/ч и более относятся к 3 классу;
станционные пути, не предназначенные для безостановочного пропуска поездов при установленных скоростях 40 км/ч, а также специальные пути, предназначенные для обращения подвижного состава с опасными грузами, сортировочные пути со скоростями движения 40 км/ч относятся к 4 классу;
остальные станционные пути относятся к 5 классу.
4. Пути сортировочных горок классифицируются в зависимости от объемов среднесуточной переработки вагонов:
сортировочные горки большой и повышенной мощности: переработка в среднем в сутки 3500 вагонов и выше или при числе путей в сортировочном парке 30 и более - относятся к 2 классу;
сортировочные горки средней мощности: переработка в среднем в сутки от 1500 до 3500 вагонов или при числе путей в сортировочном парке от 17 до 29 - относятся к 3 классу;
сортировочные горки малой мощности: переработка в среднем в сутки от 250 до 1500 вагонов или при числе путей в сортировочном парке до 16 включительно - относятся к 4 классу.