Недействующий

Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утратил силу с 29.11.2011)

II. Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте и гидротехническом сооружении

2.1. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте и гидротехническом сооружении направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению ее последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий на данном и других поднадзорных Службе объектах.

Аварии, приведшие к чрезвычайным ситуациям, классификация которых определена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст.2640), расследуются как чрезвычайные ситуации.

При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии, установление причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.12.2002, регистрационный N 3999).

2.2. На опасном производственном объекте техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте образуется (в зависимости от характера и возможных последствий аварии) приказом территориального органа Службы или приказом Службы в срок не позднее одних суток после получения оперативного сообщения об аварии.

В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте включаются (по согласованию) представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (но не более 50% членов комиссии), вышестоящего органа (организации) (при наличии таковых), профсоюзных организаций, страховых компаний и других организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, связанной с разрушением сооружений и (или) технических устройств, неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию причин аварии входит должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, а также для уточнения данных о последствиях аварии и уровнях загрязнения привлекаются соответствующие эксперты (экспертные организации) и лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, для проведения соответствующих качественных и количественных измерений.

В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии должно входить нечетное число членов.

2.3. В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, и назначать председателя указанной комиссии.

2.4. Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями и т.п.), проводится территориальным органом Службы, на территории деятельности которого произошла авария, а учет производится территориальным органом Службы, в котором эти устройства зарегистрированы.

2.5. Техническое расследование причин аварии на гидротехническом сооружении, входящем в состав опасного производственного объекта, производится специальной комиссией, назначаемой в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

2.6. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте и гидротехническом сооружении (далее - комиссия по техническому расследованию причин аварии) незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение пятнадцати рабочих дней составляет акт технического расследования причин аварии (далее - акт расследования) по образцу согласно приложению 2 к настоящему Порядку и готовит другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 3.1 настоящего Порядка.

При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на объекте, поднадзорном Службе, расследование причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) проводится комиссией по техническому расследованию причин аварии с составлением соответствующих актов.

________________

Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, приведены в приложении N 1 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.2002 N 73 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 декабря 2002 года, регистрационный N 3999).

2.7. Акт расследования подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию причин аварии. При отказе члена комиссии от подписания акта расследования к указанному документу прилагается его особое мнение с аргументированным обоснованием отказа.

2.8. В зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз установленный пунктом 2.6 настоящего приказа срок технического расследования причин аварии может быть увеличен приказом территориального органа Службы на основании служебной записки председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии, но не более чем на 15 календарных дней.

Приказ о продлении срока технического расследования причин аварии (с указанием причин продления) незамедлительно направляется (факсом, электронной почтой) в оперативную диспетчерскую службу Службы и в управление по соответствующему виду надзора Службы. Приказ о продлении срока технического расследования причин аварии и обоснование причин такого продления прилагаются к акту расследования.

2.9. В ходе расследования комиссия по техническому расследованию причин аварии осуществляет следующие мероприятия:

1) производит осмотр, фотографирование (в цвете), в необходимых случаях - видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии;

2) взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и служб организации, оперативные журналы организации и военизированных горноспасательных частей о ходе ликвидации аварии;

3) опрашивает очевидцев аварии, должностных лиц и получает от них письменные объяснения;

4) выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения;

5) выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

6) проверяет состояние производственного контроля;

7) оценивает достаточность соблюдения установленных требований промышленной безопасности и безопасности гидросооружений для предупреждения аварий;

8) проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

9) проверяет правомерность принятых проектных решений и внесения изменений в них, а также их выполнение;