Основные положения настоящей Методики были доведены до широкой экспертной общественности путем публикации их в международном финансовом еженедельнике "Финансовая газета" [32].
Опыт практического использования Методики подтвердил то, что она обеспечивает достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и объективность результатов оценки стоимости в отношении транспортных средств. В бюллетене "АВТОЭКСПЕРТ" МОО Лиги автоэкспертов [31] приведены данные по сравнению реальных рыночных цен на транспортные средства по Кировскому региону с расчетными значениями рыночных цен на те же самые транспортные средства, рассчитанные по пяти различным методикам. В результате проведенных исследований установлено, что только Методика Р 03112194-0376-98 дает практически точное совпадение расчетных и реальных рыночных цен на транспортные средства на полном цикле их жизни.
Кроме того, с учетом Методики производится оценка ущерба от повреждения транспортных средств на региональном уровне (субъект Российской Федерации, Российская Федерация). Это установлено Методикой оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий [16]. Методика включена в Перечень действующих документов, рекомендуемых для проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по состоянию на 1 ноября 2003 года) [10].
Методика является авторитетным документом, на соответствие требованиям которого осуществляется сертификация услуг в "Системе добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта" (СЕРТОЦАТ) [23].
Методика широко используется в учебном процессе при профессиональной переподготовке экспертов-техников для проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств [34, 35].
Принципиальным в Методике является положение о снижении стоимости транспортного средства в процессе эксплуатации по экспоненциальному закону. Это положение реализовано в методе расчета физического износа транспортного средства с учетом возраста и пробега с начала эксплуатации, который проводится по формуле [20].
В Методике параметры функции приведены только для товарных рынков транспортных средств Российской Федерации и для конкретных типов транспортных средств. В табл.5 по данным монографии [33] представлен расширенный справочный материал по параметрам функции для товарных рынков других стран, а также по конкретным семействам транспортных средств. Использование указанной информации позволяет значительно расширить функциональные возможности Методики.
При расчете физического износа транспортного средства с учетом возраста и пробега с начала эксплуатации Методика также обладает дополнительными недокументированными возможностями, позволяющими рассчитать оценку стоимости подержанного транспортного средства с фактическим возрастом и фактическим пробегом с начала эксплуатации через оценку стоимости подержанного транспортного средства той же марки (модели, модификации), но с другим фактическим возрастом и фактическим пробегом с начала эксплуатации . Указанный расчет для транспортного средства конкретного семейства (марки, модели, модификации) проводится по формуле:
(33) |
где - стоимость транспортного средства с возрастом пробегом , тыс.руб.;
- стоимость транспортного средства с возрастом пробегом , тыс.руб.;
- значение функции для транспортного средства с возрастом пробегом ;
- значение функции для транспортного средства с возрастом пробегом .