Действующий

Об утверждении концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации

II. Основные проблемы внутреннего водного транспорта


Инфраструктура внутренних водных путей характеризуется высокой степенью износа, требует больших затрат на текущее содержание и ремонт, создает опасность потери технологической устойчивости внутреннего водного транспорта и определяет значительную потребность в инвестициях.

Нормативная база управления и содержания внутренних водных путей требует внесения изменений, т.к. система государственного регулирования деятельности организаций внутренних водных путей не достаточно эффективна и не соответствует результатам административной реформы.

Тарифная ставка работников учреждений формируется на основе отраслевой системы оплаты труда за счет средств федерального бюджета. На стимулирующие выплаты направляются внебюджетные средства. Направляемые средства не обеспечивают в полной мере сохранение и привлечение кадровых ресурсов. Невозможность получить приемлемые условия оплаты труда в системе предприятий внутренних водных путей демотивирует потенциальных кандидатов при выборе профессии или приводит к смене профессии по окончанию профильного учебного заведения. Наметилась опасная тенденция оттока высококвалифицированных специалистов из отрасли. В этих условиях ключевыми требованиями для эффективной работы внутренних водных путей и внутреннего водного транспорта в целом становятся не только снижение собственных затрат, но и повышение мотивации труда работников отрасли.

Система управления внутренними водными путями, в том числе система распределения функций и полномочий между соответствующими участниками управления, недостаточно эффективна, не соответствует современным требованиям, стандартам и задачам.

Управление федеральным имуществом в речных портах, а также полномочия собственника по передаче указанного федерального имущества юридическим и физическим лицам осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Однако, существующая законодательная база по распоряжению указанным имуществом не учитывает отраслевую специфику внутреннего водного транспорта, в том числе сохранения технологического единства транспортного процесса и решения задач развития внутреннего водного транспорта.

Функционирование внутреннего водного транспорта не в должной степени способствует самостоятельному социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации. До настоящего времени отсутствовали необходимые правовые условия для обеспечения участия субъектов Российской Федерации в развитии речных портов, деятельность которых связана преимущественно с социально-экономическими потребностями регионов, в том числе по организации транспортного обслуживания населения.

Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства имеют право на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь в рамках выданного Министерством финансов Российской Федерации Генерального разрешения. Указанное обстоятельство значительно ограничивает виды деятельности, формирующие доходную часть бюджета предприятий, возможность привлечения средств на содержание и развитие объектов федеральной собственности.

Неотложность решения указанных проблем определяет необходимость и возможность проведения реформы системы управления внутренними водными путями Российской Федерации.