Положения Концепции распространяются на систему управления внутренними водными путями, перечень которых, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 N 1800-р (далее - Перечень). В соответствии с положениями статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьи 7 Кодекса внутреннего водного транспорта и статьи 8 Водного кодекса, которые относят внутренние водные пути исключительно к ведению Российской Федерации.
Водные пути, не включенные в Перечень, могут быть отнесены к региональным.
На внутренних водных путях Российской Федерации расположены судоходные гидротехнические сооружения, часть из которых является высоконапорными.
Согласно пункту 10 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, гидротехнические сооружения I и II классов относятся к особо опасным и технически сложным объектам, аварии на которых могут привести к техногенной катастрофе, которая затронет целый ряд субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, обеспечение безопасности СГТС является государственной задачей и они должны находиться исключительно в федеральной собственности.
Финансирование содержания СГТС должно осуществляться из федерального бюджета, что обусловлено невозможностью в обозримом будущем покрытия расходов за счет платности за использование инфраструктуры внутренних водных путей. Указанный способ финансирования является общепринятым в мировой практике из-за невысокой рентабельности внутреннего водного транспорта, связанной с большой фондоемкостью.
Выбор оптимальной модели организации системы управления внутренними водными путями осуществлялся с учетом их состояния, а также опыта реформирования других отраслей транспорта, естественных монополий и зарубежного опыта.
Систему управления внутренними водными путями и речными портами предлагается организовать на основе функционирования:
федеральных государственных учреждений - администраций речных бассейнов на базе существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства - для реализации функций государственного регулирования на внутренних водных путях и в речных портах;
федерального государственного унитарного предприятия с филиалами в бассейнах внутренних водных путей - для содержания внутренних водных путей и работ на объектах инфраструктуры водного транспорта, содержания причальных и портовых сооружений, находящихся в федеральной собственности.
При выборе модели управления формируемых администраций речных бассейнов и хозяйствующего субъекта были проанализированы различные нормативно-правовые формы предприятий, такие как:
автономная некоммерческая организация;
автономное учреждение;
федеральное государственное унитарное предприятие.
Учитывая, что в настоящее время Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства разрабатывается Концепция совершенствования законодательства о юридических лицах, представляется преждевременным использование ранее не опробованных организационно-правовых форм. Поэтому для проведения реформы управления внутренними водными путями предполагается ограничиться использованием существующих юридических лиц, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта.
Применение данного подхода к выбору организационно-правовой формы позволяет на любом этапе проведения реформы обеспечить возвратность, корректировку и поэтапное решение вопросов, связанных с имущественным комплексом.
Предлагаемая модель управления включает в себя следующие уровни:
1. Министерство транспорта Российской Федерации.
2. Подведомственные ему федеральные органы исполнительной власти:
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
Федеральное агентство морского и речного транспорта.
3. Администрации речных бассейнов, подведомственные Федеральному агентству морского и речного транспорта, созданные на базе действующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства путем внесения изменений в уставные документы. Имущество, не связанное с реализацией административно-властных полномочий для ведения хозяйственной деятельности передается в хозяйствующий субъект.
Хозяйствующие субъекты - федеральное государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы", существующее в настоящее время, и федеральное государственное унитарное предприятие "Российский водный путь" (сокращенное наименование ФГУП "Росводпуть"), создаваемое на базе действующего ФГУП "Центр связи, информатики и радионавигации" путем внесения изменений в уставные документы и наделения его имуществом, с филиалами в бассейнах внутренних водных путей. ФГУП "Росводпуть" наделяется правом по управлению федеральным имуществом в речных портах, осуществлению бюджетных инвестиций в указанное имущество, а также правом участвовать в уставном капитале хозяйствующих обществ, осуществляющих хозяйственную деятельность в речных портах с согласия собственника имущества ФГУП "Росводпуть".
Для успешной реализации выбранной организационной модели системы управления внутренними водными путями целесообразно обеспечить реализацию следующих основных положений.
1. Обеспечение работоспособности внутренних водных путей, управление и содержание федерального имущества инфраструктуры внутренних водных путей и речных портов (включая причалы), обеспечение порядка в речных портах.
Судоходные гидротехнические сооружения целесообразно оставить закрепленными за администрациями речных бассейнов на праве оперативного управления.
Содержание внутренних водных путей должен обеспечивать специализированный хозяйствующий субъект.
Систематический контроль состояния и эксплуатационной готовности объектов инфраструктуры внутренних водных путей осуществляется на основе внедрения отраслевой системы мониторинга с увеличением роли общественных Советов бассейнов внутренних водных путей.