"Концепцией развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации", одобренной распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2003 года N 909-р, предполагается завершить процесс институционального реформирования отрасли и системы ее государственного управления, интегрироваться в систему мировых хозяйственных связей, в первую очередь за счет вхождения в европейскую и мировую транспортные системы и путем организации транзитных перевозок в рамках международных транспортных коридоров.
Стратегической целью Концепции реформирования является формирование системы управления внутренними водными путями, позволяющей обеспечить коммерческую и инвестиционную привлекательность инфраструктуры внутреннего водного транспорта, в том числе на основе государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций. При этом должно быть обеспечено удовлетворение потребности населения, бизнеса и государства в экономичном и безопасном перемещении людей, грузов, товаров по всей сети внутренних водных путей при оптимальных расходах федерального бюджета, повышение устойчивости работы внутреннего водного транспорта, формирование единой гармоничной транспортной системы страны, реализацию транзитного потенциала внутренних водных путей Российской Федерации, сохранив при этом эффективную государственную систему обеспечения безопасности судоходства.
Переключение части существующих грузопотоков с автомобильного и железнодорожного транспорта на внутренний водный транспорт будет способствовать:
снижению экологической нагрузки на окружающую среду;
снижению себестоимости перевозок грузов и пассажиров;
снижению нагрузки на существующие автомобильные и железнодорожные магистрали;
удовлетворение спроса на перевозки грузов, которые невозможно перемещать иными видами транспорта.
Дальнейшее развитие получат туристские перевозки речными судами и судами смешанного река-море плавания, что послужит росту внутреннего и въездного сегментов туристического рынка, увеличению поступлений в бюджеты различных уровней.
Достижение поставленной цели предусматривается решением комплекса задач:
формирование централизованной гармоничной системы управления внутренними водными путями;
разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности на внутренних водных путях;
разделение федеральной собственности, находящейся в оперативном управлении государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства на имущество, необходимое для осуществления функций и задач государственного регулирования на внутренних водных путях, а также для содержания и эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, и имущество, находящееся в хозяйственном ведении для выполнения функций по содержанию внутренних водных путей и проведения работ на объектах инфраструктуры внутреннего водного транспорта;
повышение эффективности использования причальных сооружений и имущества в речных портах, находящегося в федеральной собственности, с учетом специфики отрасли;
создание равных и экономически выгодных условий коммерческой деятельности на внутреннем водном транспорте и по развитию инфраструктуры в речных портах;
реструктуризация находящегося в федеральной собственности имущества портов и причалов, с целью выделения имущества, задействованного в реализации полномочий субъектов Российской Федерации по организации транспортного обслуживания населения и передача указанного имущества субъектам Российской Федерации;
совершенствование системы управления безопасности судоходства и деятельности в речных портах;
снижение совокупных затрат на перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом. Увеличение тарифной нагрузки на пользователей инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации не предусматривается;
удовлетворение спроса на услуги, предоставляемые пользователям внутренних водных путей;
сохранение единой государственной сетевой инфраструктуры внутренних водных путей, создание бассейнового централизованного диспетчерского регулирования и единого информационного обеспечения;
совершенствование тарифной политики при оказании услуг субъектами естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
повышение материальной заинтересованности работников организаций внутренних водных путей и обеспечение им социальных гарантий;
обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами.
Создание системы управления внутренними водными путями базируется на следующих принципах:
обеспечение комплексной безопасности судоходства;
обеспечение финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета;
повышение материальной заинтересованности работников внутреннего водного транспорта и обеспечение им социальных гарантий.