При разработке Концепции был проанализирован зарубежный опыт управления внутренними водными путями.
Так, в Соединенных Штатах Америки содержание внутренних водных путей осуществляет Инженерный корпус Сухопутных войск. В Австрии, Германии, Франции, Великобритании содержанием внутренних водных путей ведают также государственные организации или государственные компании (корпорации) (Великобритания и Франция). Финансирование содержания внутренних водных путей осуществляется либо полностью за счет средств федерального бюджета (Германия, Австрия) или с дополнительным привлечением средств регионов и частных компаний (Великобритания, Франция, США). Государственные функции в речных портах зарубежных стран направлены на предоставление государственных услуг и обеспечение безопасности и порядка в портах. Развитие речных портов и содержание портового имущества находится как в федеральном, так и в региональном ведении с привлечением частных инвесторов.
Проведенный анализ показывает, что в мире не существует какой-либо единой модели управления национальными внутренними водными путями, а также взаимодействия речных властей и частного сектора.
Большинство стран с развитыми внутренними водными путями тяготеют к различным формам государственно-частного партнерства. Наиболее явно это проявляется в системе управления речными портами.
Содержание судоходных гидротехнических сооружений (каналы, шлюзы и т.п.), как правило, остается ответственностью государства.