3.1. Предпосылки системной проблемы
Текущее состояние обеспечения единства измерений в стране характеризуется рядом факторов.
Переход страны на рыночные условия хозяйствования внес свои корректировки в метрологическую инфраструктуру. Уменьшилось количество и численность метрологических служб предприятий. Во многих министерствах и ведомствах были ликвидированы службы главных метрологов, головные и базовые организации по метрологии. Существенно уменьшился объем поверочных и калибровочных работ, выполняемых метрологическими службами предприятий.
В течение длительного времени, начиная с 1991 года, работы в области обеспечения единства измерений значительно недофинансировались. Это привело к существенному в 45 раз сокращению численности ведущих метрологических институтов, заводов и конструкторских бюро. Часть институтов и опытных метрологических производств были приватизированы, перепрофилированы и практически выбыли из процесса обеспечения единства измерений. Все это привело к устареванию и деградации эталонного, испытательного и другого высокотехнологичного метрологического оборудования. Увеличение бюджетного финансирования эталонной базы в 2007 и 2008 годах пока не позволило преодолеть указанные выше негативные тенденции.
В начале 2000-х годов была значительно сокращена численность инспекторов-метрологов, осуществляющих государственный метрологический надзор.
Уменьшение численности госинспекторов привело к резкому снижению эффективности государственного метрологического надзора.
Затем начали нарастать проблемы с нормативным правовым обеспечением метрологической деятельности. Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" (1993 год) уже не мог соответствовать новым производственным отношениям, развивающимся в стране.
Смещение приоритетов активной части населения от производства к потреблению привело к дефициту специалистов-метрологов. Система обучения и переподготовки кадров в области обеспечения единства измерений, в том числе наивысшей квалификации, требует существенной реорганизации.
Продолжает расти диспропорция между стимулами и потребностями в обеспечении единства измерений, а также между потребностями экономики и возможностями метрологической инфраструктуры.
3.2. Определение системной проблемы
Повышение качества жизни, глобализация экономических процессов, развитие международной торговли, повышение обороноспособности и безопасности государства, строительство, охрана окружающей среды, информатизация общества предъявляют все более высокие требования к измерениям и обеспечению единства измерений в стране.
Системная проблема может быть определена как несоответствие масштаба и потенциала эталонной, нормативно-правовой и технической базы, финансовых ресурсов, парка средств измерений, организационной структуры управления системой обеспечения единства измерений, трудовых ресурсов, системы государственного метрологического надзора потребностям общества и государства в получении необходимого количества объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений.
Непринятие государством мер по развитию системы обеспечения единства измерений приведет к следующим последствиям (инерционный сценарий):
- отставанию возможностей эталонной базы от потребностей экономики на фоне бурного развития в количественном и качественном отношении парка средств измерений, применяемых в России;
- технологическому отставанию измерительных возможностей системы обеспечения единства измерений, вследствие недофинансирования фундаментальных исследований и НИОКР в области метрологии;
- снижению эффективности управления и координации работ по обеспечению единства измерений;
- уменьшению роли и влияния России в международных и региональных организациях по метрологии;
- снижению уровня достоверности измерительной информации, используемой в экономике, в обеспечении обороноспособности и безопасности государства в социально значимых сферах, в области высоких технологий.
Системная проблема обеспечения единства измерений обусловлена следующими факторами:
- устаревание эталонной, нормативно-правовой и нормативно-технической баз;
- неразвитость системы мониторинга и анализа структуры и объема парка средств измерений, эксплуатируемых в стране;
- отсутствие механизма прогнозирования потребностей общества в измерениях;
- неоптимальность развития организационной структуры управления системой обеспечения единства измерений;
- недостаток квалифицированных кадров;
- снижение эффективности государственного метрологического надзора.
3.3. Анализ факторов системной проблемы
3.3.1. Устаревание эталонной, нормативно-правовой и нормативно-технической баз