| | | | | | | | | | | | |
Возраст | 1 месяц | 2 месяца | 3 месяца | 4 месяца | 5 месяцев | 6 месяцев | 7 месяцев | 8 месяцев | 9 месяцев | 10 месяцев | 11 месяцев | 12 месяцев |
Зрительно-ориентиро- вочные реакции А | Кратко- времен- но фикси- рует взгляд на блестя- щем пред- мете и следит за ним. | Следит взором за движу- щейся перед глазами игрушкой | Фикси- рует взгляд на непод- вижных пред- метах, находясь в любых положе- ниях. | Узнает мать | Отлича- ет чужих от близких | | | | | | | |
Слуховые ориентиро- вочные реакции А | Вздраги- вает при резком звуке и мигает. | Прислу- шива- ется | Отчет- ливое слуховое сосредо- точение | Повора- чивает голову на звук | Разли- чает тон, с которым к нему обраща- ются | | | | | | | |
Эмоции Э | Первая улыбка | Улыба- ется в ответ на речь взрос- лого | В ответ на разговор прояв- ляет радость улыбкой, оживлен- ными движе- ниями ног, звуками (комп- лекс ожив- ления) | Громко смеется | | | | | | | | |
Движения общие До | Попытка держать голову лежа на животе. | Хорошо держит голову 1- 2 мин в верти- кальном положе- нии. | Хорошо удержи- вает голову лежа на животе. Есть упор ног. | Повора- чивается со спины на живот | Стоит не подгибая ног, при поддер- жке под мышки. Повора- чивается со спины на живот | Повора- чивается с живота на спину. Подпол- зает. | Хорошо ползает | Самосто- ятельно садится, сидит и опуска- ется. Самосто- ятельно встает у опоры и ходит держась за барьер. | Ходит при поддер- жке за обе руки. | Влезает на невысо- кую поверх- ность и слезает с нее | Стоит самосто- ятельно без опоры | Ходит самосто- ятельно |
Движения руки и действия с предме- тами Др | | | Случай- но натал- кивается на игрушку, висящую над грудью | Захва- тывает подве- шенную игрушку | Четко берет игрушку, которую держит взрос- лый над грудью ребенка | Свобод- но берет игрушки из разных положе- ний. | Постуки- вает игрушкой об игрушку, перекла- дывает игрушки из одной руки в другую. | Игруш- ками занима- ется долго | Действу- ет с предме- тами по- разному (катает, вынима- ет в зависи- мости от свойств). | Откры- вает, закры- вает (коробку, матреш- ку), вклады- вает один предмет в другой. | Накла- дывает кубики, снимает и надевает кольца пирами- дки | |
Приготови- тельные этапы развития активной речи Ра | | | Начина- ет гулить | Длитель- но гулит | Продол- жает долго гулить | Произ- носит слоги "ма", "ба" (начало лепета) | Произ- носит слоги много- кратно (лепе- чет) | Громко повторно произно- сит различ- ные слоги | Подра- жает слыши- мым слогам, которые имелись в его лепете | Подра- жает разным слогам взрос- лого | Произ- носит первые слова - обозна- чения "мама", "ав-ав", "кис-кис" | Произ- носит 8- 10 слов |
Понимание речи Рп | | | | | | | На вопрос "где" - находит предмет распо- ложен- ный в опреде- ленном месте. | По просьбе взрос- лого выпол- няет "ладуш- ки", "до свида- ния" | Знает свое имя. На вопрос "где" находит и достает предмет из массы игрушек. | Знает название частей тела, дает знако- мый предмет по просьбе взросло- го. | Выпол- няет элемен- тарные требова- ния взрослых | Выпол- няет элемен- тарные требова- ния взрослых (увели- чивается запас понима- емых слов). |
Навыки и умения в процессах Н | | | | | | Снимает пищу губами с ложки при кормле- нии | Пьет из чашки, которую держит взрос- лый. | Сам держит и ест корочку хлеба (сухарик) | Умеет пить из чашки, слегка придер- живая ее руками | Пьет из чашки | Пьет из чашки | Сам берет чашку и пьет. |