Недействующий

Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста (не действуют на территории РФ на основании приказа Минздрава России от 29.12.2020 N 1391)

III. Комплексная оценка состояния здоровья детей


В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансеризации и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий необходимы данные о состоянии здоровья как отдельного ребенка, так и всех наблюдаемых контингентов.

Этим целям отвечает комплексная оценка состояния здоровья ребенка по ряду критериев (признаков), на основании которых дети разделяются на группы здоровья.

В результате научных исследований, апробированных в течение нескольких лет в детских лечебно-профилактических учреждениях ряда территорий страны, предлагается 5 групп здоровья:

к I группе относятся здоровые дети; ко II группе - здоровые, но с наличием риска возникновения патологии; к III, IV и V группам - больные дети в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации патологического процесса.

Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья каждого индивидуума и контингента детей в целом, чем диагноз. Учет только диагнозов заболеваний, без использования других характеристик, не позволяет выделить угрожаемый контингент детей.

Объединение детей в однородные группы здоровья позволяет:

- обеспечить дифференцированное обслуживание контингентов детей с качественно разными уровнями состояния здоровья;

- осуществлять более правильное планирование работы медицинских учреждений по обслуживанию различных групп детей.

Комплексная оценка здоровья ребенка с определением группы здоровья осуществляется участковым врачом-педиатром при первичном посещении новорожденного после выписки из родильного дома. Затем оценку здоровья детей первого и второго года жизни с определением группы следует проводить один раз в квартал, детей третьего года жизни - один раз в полугодие и детей дошкольного возраста - один раз в год.

Оценка здоровья ребенка и определение группы здоровья проводится на основе анамнестических сведений, уровня физического и нервно-психического развития ребенка, данных клинического осмотра, заключения врачей специалистов, лабораторных исследований, анализа заболеваемости ребенка.

При комплексной оценке состояния здоровья ребенка следует учитывать критерии (признаки), предложенные С.М.Громбахом (1965 год) в качестве основополагающих:

- наличие или отсутствие хронической (в том числе врожденной) патологии;

- функциональное состояние органов и систем;

- резистентность и реактивность организма;

- уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

Оценка состояния здоровья дается на момент обследования. При осмотре функциональное состояние органов и систем определяется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб. Резистентность и реактивность, отражающие степень сопротивляемости детского организма неблагоприятным факторам, определяются по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней), их тяжести и длительности за предшествующий осмотру год.

В практической работе педиатрам удобно пользоваться прилагаемой схемой распределения детей раннего и дошкольного возраста по группам здоровья (приложение 12).

Первая группа объединяет контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, а также детей, имеющих в соответствии с характеризуемыми признаками здоровья незначительные единичные морфологические отклонения (аномалия ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние их здоровья и не требующие коррекции.

Вторую группу составляют здоровые дети, имеющие отягощенный биологический и социальный анамнез, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто (4 и более раз в году) или длительно болеющие острыми заболеваниями, а также здоровые дети с "риском" возникновения у них хронической патологии.

Наличие следующих основных показаний позволяет врачу-педиатру отнести ребенка ко II группе здоровья:

- отягощенный акушерский анамнез для детей 1 года жизни: токсикоз и другая патология беременности, в том числе хронические заболевания матери: осложненное течение родов, многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков незрелости и др.;

- неблагополучный семейный анамнез: алкоголизм родителей, неполная семья и др.;

- рахит I степени, начальный период; выраженные остаточные явления рахита;

- гипотрофия I степени для детей до 1 года; дефицит или избыток массы тела I и II степени;

- аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам с кожными проявлениями экссудативного диатеза;

- пилороспазм без явлений гипотрофии;

- некоторые врожденные аномалии, не требующие оперативного вмешательства: расширение пупочного кольца, расхождение прямых мышц живота, неполный крипторхизм (на 1-2 году жизни) и др.;

- малые размеры большого родничка при рождении; дефекты осанки, уплощенная стопа;