Недействующий

Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста (не действуют на территории РФ на основании приказа Минздрава России от 29.12.2020 N 1391)

Методика осмотра


При обследовании ребенка в первую очередь определяется его физическое развитие. Для этого учитываются антропометрические показатели: длина тела, масса тела, окружность груди, а у детей 1 года, и головы. Длина тела у детей до 2 лет измеряется в лежачем положении горизонтальным деревянным ростомером, старше 2 лет - вертикальным ростомером.

Масса тела определяется на медицинских весах: детей раннего возраста (до 2 лет) на детских чашечных весах, старше 2 лет - на рычажных весах типа Фербенкса.

Окружность груди измеряется сантиметровой лентой, которая накладывается сзади под нижними углами лопаток, а спереди так, чтобы она покрывала нижние сегменты околососковых кружков. Измерения проводятся при опущенных руках, в состоянии покоя. Окружность головы измеряется при положении ленты сзади на выступе затылочного бугра, а спереди - через глабеллу по надбровным дугам.

Антропометрические исследования проводят детям до года ежемесячно, от 1 года до 3 лет - ежеквартально, от 3 до 7 лет - 1 раз в полугодие. В дошкольном учреждении контроль за массой тела проводится детям до 6 месяцев жизни - 1 раз в десять дней, от 6 месяцев до 1 года - 1 раз в 15 дней, от 1 года до 3 лет - 1 раз в месяц, от 3 до 7 лет - один раз в квартал.

Оценка физического развития ребенка базируется на динамике основных показателей физического развития. Для детей первого года жизни особое внимание следует уделить ежемесячной динамике массы и длины тела, окружности груди и головы, а также перекресту размеров последних (в среднем в возрасте 3-4 месяцев). Уровень возрастного развития детей 5-7 лет определяется по соответствию "зубному возрасту" (приложение 1), по количеству прорезавшихся постоянных зубов.

В практике оценивается физическое развитие ребенка на момент обследования. Эта оценка включает в себя характеристику физического развития по соотношению тотальных размеров тела с помощью местных стандартов (шкал регрессии). Определив рост, который имеет 5 градаций*, следует установить соответствие массы тела и окружности грудной клетки росту данного ребенка.

________________

* Средний (М ± 1); выше среднего (от М + 1 до М + 2); высокий (выше М + 2); ниже среднего (от М - 1 до М - 2) и низкий (ниже М - 2)


Варианты оценки физического развития (приложение 2) могут быть следующие:

1. Нормальное физическое развитие - при значениях массы тела и окружности грудной клетки в пределах от М - 1 до M + 1 для детей до 3 лет и от М - 1 до М + 2 для детей от 3 до 7 лет при среднем, выше среднего и ниже среднего росте.

2. Дефицит массы тела I или II степени при среднем, выше среднего и ниже среднего росте.

3. Избыток массы тела I или II степени при среднем, выше среднего и ниже среднего росте.

У детей с низким или высоким ростом при любой массе тела возможна общая задержка физического развития или ускоренное созревание организма.

Дети с массой тела ниже М - 1, т.е. с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром. Дети с массой тела выше М + 2, т.е. с избытком массы тела, направляются на консультацию к эндокринологу, так как у них возможно ожирение.

Дети с низким и высоким ростом (ниже М - 2, выше М + 2) также направляются к эндокринологу, так как у них возможна общая задержка физического развития, или имеет место ускоренное развитие.

Общий уровень нервно-психического развития ребенка характеризуется уровнем развития отдельных психических функций, что отражает степень созревания центральной нервной системы. Контроль за нервно-психическим развитием детей раннего возраста проводится в следующие сроки:

1 год жизни - 1 раз в месяц, 2 год жизни - 1 раз в квартал, 3 год жизни - 2 раза в год.

Нервно-психическое развитие ребенка выявляется созданием специальной ситуации, для чего в кабинете врача должны быть игрушки, помогающие определить параметры развития на каждом возрастном этапе. На первом году жизни, оценивая уровень нервно-психического развития, все признаки по линии развития определяет врач. На 2 и 3 году жизни в оценке уровня нервно-психического развития наряду с врачом принимают участие медицинская участковая сестра, медсестра кабинета здорового ребенка при участии родителей, воспитателей дошкольных учреждений.

Правильную и в достаточной степени полноценную оценку достигнутого на момент обследования уровня нервно-психического развития врач может дать только на основании определения ряда показателей, характеризующих различные стороны этого процесса.

Оценка нервно-психического развития ребенка осуществляется по трем параметрам: "возрасту соответствует", "отстает" или "опережает возраст".

При оценке общего уровня нервно-психического развития детей в возрасте до 3 лет следует руководствоваться общепринятыми в настоящее время показателями нормального уровня по основным линиям нервно-психического развития ребенка (приложения 3, 4, 5).

За норму развития ребенка на первом году жизни принимают овладение умениями в пределах ±15 дней от паспортного возраста. Ранним или ускоренным развитием считается, если ребенок овладел умениями в более ранние возрастные сроки (+15 дней). Замедленное развитие - овладение умениями в более поздние возрастные сроки (-15 дней). На 2 году жизни за нормальное развитие принимается формирование умений в пределах квартала. На третьем году жизни за нормальное развитие принимается формирование умений в пределах полугодия.

Для оценки нервно-психического развития детей от 3 до 7 лет следует пользоваться данными наблюдений за поведением ребенка во время различных режимных моментов, при проведении углубленных обследований, а также характеристикой педагога, если ребенок посещает дошкольное учреждение.

Ведущими показателями являются:

1) моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.);

2) развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов и рассказывание и т.д.);