Недействующий

Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации на 2009-2012 годы (с изменениями на 17 декабря 2010 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2579-р)

Развитие конкуренции на агропродовольственных рынках

На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе значительное влияние оказывают специфические особенности отрасли. Различия в природно-климатических условиях территорий влияют на продуктивность земли и на предложение продукции, особенно растениеводческой.

В связи с метеоусловиями устойчивость сельскохозяйственного производства значительно ниже других отраслей, что обусловливает значительные колебания объемов предложения продукции и цен. Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен. Сезонность производства приводит к неравномерной реализации продукции в течение года. Значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко) требует ее скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок.

Существует также ряд таких ограничивающих развитие конкуренции в сельском хозяйстве факторов, как недостаток материальных и финансовых ресурсов, наличие вертикальной интеграции в производстве продукции, низкий уровень развития кооперации. В настоящее время в России имеются и значительные барьеры для вхождения на рынок сельскохозяйственной продукции: исключительные права, льготы, ограничения.

Существенной проблемой развития конкуренции на продовольственном рынке России являются барьеры между локальными рынками. В последние годы имели место многочисленные случаи ограничения или запрета вывоза продукции администрациями ряда регионов.

На состояние конкуренции в сельском хозяйстве отрицательное влияние оказывает и недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной продукции, средств связи, плохое состояние дорог, неразвитость биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией.

В качестве мер, направленных на стимулирование развития конкуренции в отрасли, необходимо следующее:

создание стимулов для развития товаропроводящих сетей, в том числе структурных логистических звеньев по обеспечению перерабатывающих заводов сырьем и организации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции, расширение практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению в том числе через рынки и ярмарки "выходного дня" в городах;

поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры;

расширение видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные и товарные интервенции;

стимулирование объединений сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;

совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования, в частности с целью своевременного и эффективного реагирования на ценовые колебания на мировом продовольственном рынке.