На рынках минеральных удобрений существуют три сегмента, имеющих различные характеристики конкурентной среды:
рынок азотных удобрений;
рынок калийных удобрений;
рынок фосфорсодержащих удобрений.
При этом взаимное влияние указанных сегментов минимально, так как указанные виды минеральных удобрений не являются взаимозаменяемыми.
Кроме того, внутри каждого из сегментов взаимозаменяемость марок удобрений ограничена.
В укрупненном плане можно охарактеризовать рынки фосфорсодержащих и калийных удобрений как высококонцентрированные, а рынок азотных удобрений - умеренно концентрированный.
Проблемой для развития конкуренции на этих рынках является непрогнозируемый платежеспособный спрос сельскохозяйственных товаропроизводителей, что объясняется несовершенством проводимых мероприятий по их государственной поддержке. Такие мероприятия уже привели к негативным для конкуренции и развития рынка последствиям: диспаритету цен на внутреннем и внешнем рынках, формированию дефицита сырья для производства минеральных удобрений, что ухудшает условия для вхождения на рынок новых участников.
Существенным фактором, отрицательно влияющим на конкурентную среду таких рынков, является отсутствие инфраструктуры, предназначенной для хранения, подготовки и распределения товара в непосредственной близости от места потребления.
В отличие от указанных рынков минеральных удобрений на рынках сырья для их производства (апатитовый концентрат, газ, сера), в том числе на рынке хлористого калия, который может быть самостоятельно использован как удобрение, существуют значительная концентрация производства и существенные барьеры для вхождения на рынок. Барьером для конкуренции является существующая импортная пошлина на минеральные удобрения и сырье для их производства. Разница в размерах экспортной пошлины на удобрения и сырье для их производства не стимулирует производство удобрений на территории Российской Федерации.
Для развития конкурентной среды на рынках минеральных удобрений необходимо осуществить следующие меры:
создание предсказуемой, эффективной, недискриминационной системы адресного субсидирования внутренних потребителей (сельхозтоваропроизводителей) на приобретение минеральных удобрений, исключив при этом применение нерыночных механизмов регулирования цен;
рассмотрение целесообразности изменения вывозных и ввозных таможенных пошлин на минеральные удобрения и сырье для их производства с целью развития конкуренции на внутреннем рынке;
стимулирование развития инфраструктуры рынка минеральных удобрений, в том числе складских помещений и производств по их смешиванию.