МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об электронной торговле
Целью настоящего модельного Закона (далее по тексту - Закон) является правовое обеспечение условий для электронной торговли на основе признания электронных сообщений, включая:
- закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю;
- определение правил совершения сделок с использованием электронных сообщений, подписанных аналогами собственноручной подписи;
- формирование правовой основы государственного регулирования и поддержки электронной торговли;
- защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, участвующих в электронной торговле.
Для целей настоящего Закона используются следующие термины и определения:
адресат - лицо, которому электронное сообщение отправлено самим отправителем или от имени отправителя, за исключением лиц, действующих в качестве информационных посредников в отношении этого сообщения;
информационный посредник - лицо, которое по инициативе и поручению другого лица отправляет, получает или хранит электронное сообщение или предоставляет другие услуги в отношении данных сообщений;
лицо, осуществляющее электронную торговлю, - лицо, осуществляющее продажу товаров, возмездное выполнение работ и оказание услуг с использованием электронных сообщений;
отправитель электронного сообщения - лицо, которое отправляет электронное сообщение или формирует учетную запись в базе данных получателя сообщения;
участник электронной торговли - лицо, осуществляющее электронную торговлю, а также лицо, опосредованно участвующее или способствующее совершению электронных сделок;
электронная операция сделки - совершение сторонами сделки отдельных действий по оформлению и совершению сделки субъектов и их информационных систем в электронной торговле;
электронная платежная система - система организации электронных финансовых расчетов в сети, позволяющая стороне сделки самостоятельно управлять своим лицевым счетом или другими средствами платежей;
электронная подпись - реквизит электронного сообщения в виде электронной цифровой подписи или любого иного электронного аналога собственноручной подписи физического лица;
электронная процедура - порядок (правила, регламент) совершения электронных операций по сделке;
электронная сделка - любая сделка, совершенная сторонами сделки посредством проведения электронных операций по сделке;
электронная торговля - торговля, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур;
электронное сообщение - информация, подготовленная, отправленная, полученная и хранимая с помощью информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур;
электронный договор - гражданско-правовой договор, осуществляемый на основе использования информационных систем, информационно-коммуникационной сети и электронных процедур.
1. Правовое регулирование отношений в сфере электронной торговли осуществляется на основе законодательства и издаваемых в соответствии с ним других нормативно-правовых актов государства, а также соглашений участников электронной торговли.
2. Если международным соглашением (договором) предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Законом, то применяются положения международного соглашения (договора).
1. Правовое регулирование в сфере электронной торговли основывается на принципах равенства ее участников, свободы договора, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории государства, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности в рамках электронной торговли, а также на гарантиях судебной защиты прав участников электронной торговли.
2. Участники электронной торговли приобретают и реализуют права, исполняют обязанности в соответствии с законодательством и электронными договорами. Приобретение и осуществление участниками электронной торговли прав и обязанностей в области электронной торговли могут быть ограничены только национальным законодательством.
3. Участие в электронной торговле, если иное не установлено договором или законом, не может служить основанием для установления дополнительных требований, процедур или ограничений деятельности участников электронной торговли.
4. Электронное сообщение, используемое в электронной торговле, не может быть отвергнуто только на том основании, что оно оформлено или получено посредством использования информационных систем и информационно-коммуникационных сетей.
5. Электронные сделки не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они были совершены и оформлены посредством использования информационных систем, информационно-коммуникационных сетей и электронных процедур, если иное не предусмотрено национальным законодательством.
6. Нормативно-правовые акты в сфере правового регулирования электронной торговли не должны устанавливать каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий не установлена национальным законодательством в сфере информационной безопасности.
7. Участники электронной торговли должны все сведения о предлагаемых ими товарах (работах, услугах) предоставлять в форме, которая позволяет их адресату, не обладающему специальными знаниями, однозначно определить полученную информацию как относящуюся к электронной торговле и составить достоверное представление о правовом положении лица, осуществляющего электронную торговлю, о его товарах (работах, услугах), ценах на них и условиях их приобретения.
1. В электронной торговле участвуют:
- продавцы, осуществляющие электронную торговлю товарами, выполнением работ, оказанием услуг;
- покупатели соответствующих товаров, работ и услуг;
- информационные и иные посредники, опосредованно участвующие или способствующие совершению электронных сделок.
2. К продавцам относятся юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по оптовой или розничной продаже/ поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
3. К покупателям относятся:
- юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие закупки для государственных нужд, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица в качестве оптового покупателя или заказчика;
- организации, учреждения и юридические лица, приобретающие для своих нужд товары, работы, услуги;
- физические лица, приобретающие для своих нужд товары, работы, услуги.
4. К информационным и иным посредникам в электронной торговле относятся:
- операторы платежных систем;
- организаторы торгов, конкурсов и аукционов;
- учреждения и организации, оказывающие иные услуги по обеспечению и поддержке электронных процедур при оформлении и совершении электронных сделок.
1. Договор в электронной сделке оформляется как результат согласования условий договора сторонами и формирования его посредством обмена электронными сообщениями между сторонами сделки.
При формировании электронного договора по соглашению сторон могут использоваться любые доступные сторонам или установленные законом или стандартом формы (форматы) электронного представления и оборота текстовой или иной информации (запись, файл, сайт, база данных, запись в базе данных) общепринятых или установленных нормативно-правовыми актами видов документов, применяемых в коммерческой деятельности (письмо, уведомление, учетная запись, предложение заключить договор (оферта), принятие предложения (акцепт), договор, соглашение, протокол и другие виды документов).
При формировании электронного сообщения используемые формы (форматы) его электронного представления и употребления должны обеспечивать достоверную передачу и получение сообщения, его обработку, возможность проверки достоверности и целостности документа, хранение и поиск в информационной системе, а также обеспечивать идентификацию отправителя (создателя), время создания или получения, воспроизведение и однозначное восприятие его информации.
Стороны могут прийти к взаимному предварительному согласию о процедурах проверки достоверности и целостности договора, не противоречащих законодательству.
2. Договор в электронной сделке и электронные сообщения, связанные с оформлением и совершением сделки, должны соответствовать по содержанию и форме требованиям, установленным законодательством, а также иными нормативно-правовыми актами и действующими стандартами.
3. Все электронные операции по сделке в электронной торговле должны быть оформлены в соответствии с требованиями и порядком, установленными соглашением сторон и национальным законодательством.
4. При совершении электронных сделок в случаях, когда закон, или иной нормативно-правовой акт, или соглашение сторон требует собственноручного подписания документа, документ считается подписанным, если стороной сделки будет выполнена процедура установления электронной подписи.
5. В качестве электронной подписи в электронном сообщении признается любой способ фиксации и отображения выражения воли сторон сделки, который:
- установлен законом, иным нормативно-правовым актом или соглашением сторон и признается сторонами;
- позволяет идентифицировать лицо, подписавшее сообщение;
- содержит указание на то, что это лицо подтверждает (одобряет) информацию, содержащуюся в электронном сообщении;
- оправдан характером сделки, обеспечен ответственностью сторон сделки, а также соответствует цели, для которой электронное сообщение было подготовлено или передано.
6. В случаях, когда закон или иной нормативно-правовой акт требует, чтобы договор или иной документ был представлен или сохранен в подлиннике, это требование считается выполненным в отношении электронного сообщения, если стороны сделки:
- обеспечили защиту сделки, целостности и неизменности содержащейся в нем информации в установленном законом или соглашением сторон порядке с учетом характера сделки и ответственности сторон сделки, а также цели, для которой электронное сообщение было подготовлено или передано, с момента его создания в окончательной форме;
- могут при необходимости продемонстрировать сообщение и содержащуюся в нем информацию лицу, которому сообщение должно быть предъявлено.
7. Процедура подписания или установления (вписывания) электронной подписи в договор может функционально совмещаться с процедурами защиты электронного сообщения, обеспечивающими целостность, достоверность и неизменность его документированной информации перед другой стороной или третьими лицами.
8. Все участники электронной торговли в процессе обмена электронными сообщениями могут быть как отправителями, так и адресатами.
1. В случаях, когда договор должен быть представлен в письменной форме или когда требуется оформление действий в письменной форме и предусматривается наступление определенных последствий в случае несоблюдения этой формы, то это требование считается выполненным путем представления электронного сообщения, если содержащаяся в нем информация является доступной для ее последующего использования.
Если иное не установлено национальным законодательством, электронное сообщение, реализующее факт взаимодействия и отношения сторон в сделках гражданско-правового значения при обмене информацией, является простой письменной формой, фиксирующей действия и отношения сторон в процессах оформления, заключения и реализации электронных сделок.
2. Все экземпляры одного и того же электронного сообщения (подготовленные, полученные, переданные, хранимые), подписанные электронной подписью, имеют равное юридическое значение при условии обеспечения необходимой защиты информационных систем и среды хранения документов.
3. Копия электронного сообщения на бумажном носителе имеет юридическое значение, если она подписана собственноручной подписью обладателя электронной цифровой подписи или иного электронного аналога подписи, а также в случаях, если копия удостоверена лицом, имеющим право удостоверения в соответствии с порядком, установленным законом или иными нормативно-правовыми актами, а также соглашением сторон.
4. Электронные сообщения, подписанные электронной цифровой подписью или иным электронным аналогом подписи в порядке, определяемом законодательством, являются судебными доказательствами и при рассмотрении споров могут представляться в качестве судебных доказательств в порядке и на условиях, предусмотренных национальным законодательством.
1. Участники электронной торговли, адресующие от своего имени неопределенному кругу лиц оферты или приглашения делать оферты, обязаны представить информацию о себе.
2. Информация о продавцах товаров, работ и услуг, осуществляющих электронную торговлю, включает следующие обязательные сведения:
- полное наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы, государственного учреждения или индивидуального предпринимателя или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
- место нахождения и сведения о государственной регистрации юридического лица или сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, электронный адрес, почтовый адрес и телефон, а также, если имеется, доменное имя сайта;
- в случаях, предусмотренных национальным законодательством, - сведения о наличии лицензии (номер лицензии, срок ее действия, наименование лицензирующего органа);
- перечень предлагаемых или заказываемых товаров, работ или услуг, условия их предоставления;