Действующий

О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды. Модель

Статья 4. Взаимосвязь норм и нормативов воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека

1. Нормы и нормативы выбросов, сбросов, объемов образования отходов и других негативных воздействий, а также соответствующие им меры технического регулирования должны определяться на основе:

- норм качества окружающей среды, установленных законодательством государства;

- наилучших доступных технологий без указания на использование какой-либо одной определенной технологии.

2. Нормы качества окружающей среды представляют собой установленные законодательством государства характеристики состояния окружающей среды, при которых обеспечивается качество окружающей среды, необходимое для жизнедеятельности человека, обитания животных, растений и других живых организмов.

3. Санитарно-гигиенические нормативы регламентируют содержание токсикантов в воздухе, воде, почве, продуктах питания, нормы воздействия отдельных отраслей хозяйства на природные комплексы.

Нормативным считается любое воздействие, при котором не превышаются нормы предельно допустимых концентраций (ПДК), независимо от того, сколько всего загрязняющих веществ поступает от объекта в окружающую среду (г/с, т/год).

При определении санитарно-гигиенических нормативов загрязнения окружающей среды необходимо обеспечивать соблюдение требования, при котором концентрация загрязняющего вещества в окружающей среде (воздухе, воде, почве) была бы меньше показателей предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС), установленных законодательством государства.

Показатели ПДВ устанавливаются из условия непревышения нормативов качества воздуха по содержанию загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы от источника или их совокупности для населения, животного и растительного мира.

Показатели ПДС устанавливаются с учетом предельно допустимых концентраций вредных веществ в местах водопользования.

4. Нормативы ресурсосбережения включают требования к субъекту хозяйственной и иной деятельности при добыче первичных сырьевых ресурсов, а также к порядку обращения с отходами (включая лимиты на их размещение) с целью их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов. Нормативы ресурсосбережения, как правило, определяются на основе методологии технологического нормирования.

5. Технологическое нормирование заключается в учете технико-технологических характеристик установки (объекта хозяйственной деятельности), а если это необходимо - ее географического расположения и местных особенностей окружающей среды, включая нормативы качества окружающей среды, с обеспечением при этом выполнения требований по предотвращению и сокращению загрязнений, распространяющихся на большие территории, включая трансграничные загрязнения сопредельных территорий.

При использовании системы технологического нормирования субъект хозяйственной и иной деятельности должен ориентироваться на установленные законодательством государства нормы качества окружающей среды, санитарно-гигиенические нормативы и нормативы ресурсосбережения.

6. Порядок и статус применения перечисленных в пунктах 2-5 настоящей статьи норм и нормативов воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду устанавливаются законодательством государства.

7. В тех случаях, когда национальные и международные нормы и нормативы в области охраны окружающей среды и ресурсосбережения содержат более высокие (жесткие) требования, чем те, которые могут быть выполнены при использовании НДТ, заинтересованные органы исполнительной власти государства направляют в уполномоченный государственный орган предложения по пересмотру национальных нормативов в сторону смягчения требований до уровня, достижение которого возможно при использовании НДТ. В выдаваемые разрешения включаются дополнительные условия, обеспечивающие снижение в согласованные сроки объемов загрязнения окружающей среды до уровня, достижимого при использовании НДТ.

8. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются на основе достижимости предельных нормативов при использовании НДТ с учетом международных правил и нормативов в области охраны окружающей среды и вводятся в действие в порядке, установленном законодательством государства.

9. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов хозяйственной деятельности, относящихся к видам производственной деятельности, перечисленным в Приложении I (обязательном), устанавливаются следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты, в недра;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности.

10. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды осуществляется уполномоченным государственным органом.

11. Список основных загрязняющих веществ, для которых устанавливают нормативы допустимых воздействий на окружающую среду, приведен в Приложении II (обязательном).