Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2009 года N 03-02-08-22
[Об упорядочении полномочий Минфина России по представлению разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах]
В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу об упорядочении полномочий Минфина России по представлению разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщается следующее.
Согласно пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, Минфин России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Наряду с этим Минфин России на основании пункта 1 статьи 34_2 Кодекса дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Письма Минфина России, изданные в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Кодекса, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке, обязательной правовой экспертизе в Минюсте России и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009.
Таким образом, указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 75 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции является основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Такие положения не применяются в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
Кроме того, сообщается, что дела об оспаривании ненормативных правовых актов и действий органов государственной власти Российской Федерации или их должностных лиц рассматриваются и разрешаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Заместитель
директора Департамента
С.В.Разгулин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка