Поведение постоянных и переменных затрат
Тип затрат | При увеличении (уменьшении) объема производства | |
суммарные затраты | затраты на единицу продукции | |
Постоянные затраты | Неизменны | Уменьшаются (увеличиваются) |
Переменные затраты | Увеличиваются (уменьшаются) | Неизменны |
Вследствие этого зависимость издержек производства от изменения его объема можно показать на простейшем примере.
Пример. Объем производства в первый отчетный период составил 10000 шт., во второй отчетный период - 15000 шт., в третий отчетный период - 20000 шт.
Совокупные постоянные затраты за все отчетные периоды равны 300000 руб. Переменные затраты на единицу продукции за все отчетные периоды составили 450 руб. Определим постоянные затраты на единицу продукции, а также общие переменные затраты по периодам.
Зависимость величины издержек производства от изменения объема производства
Показатели | Отчетный период | ||
I | II | III | |
1. Объем производства, шт. | 10000 | 15000 | 20000 |
2. Совокупные постоянные затраты, руб. | 300000 | 300000 | 300000 |
3. Постоянные затраты на единицу, руб. (стр.2 : стр.1) | 30 | 30 | 30 |
4. Переменные затраты на единицу продукции, руб. | 450 | 450 | 450 |
5. Совокупные переменные затраты, руб. (стр.4 х стр.1) | 4500000 | 6750000 | 9000000 |
Из приведенного примера видно, что переменные затраты по отношению к объему производства изменяются противоположно постоянным затратам. Увеличивая объемы реализации, можно получить экономию на постоянных затратах. Уменьшить затраты за счет переменных затрат можно путем проведения различных мероприятий по модернизации техники, технологий и др.
Понятия постоянных и переменных затрат относительно. Постоянными или переменными затраты могут быть в каком-то промежутке времени, например в течение месяца или двух затраты являются постоянными, затем их величина может измениться и оставаться неизменной в течение какого-либо периода. Так, увеличение объема производства вызывает необходимость в дополнительной площади, повышения арендной платы и прочие постоянные затраты. Интервал времени, когда затраты неизменны или соответствуют их действительному уровню, называется актуальным диапазоном, или релевантным периодом.
Другими словами, релевантный период - это промежуток времени, в течение которого постоянные затраты будут постоянными только в этом промежутке. Таким отрезком времени может стать бюджетный или плановый период.
Итак, директ-костинг дает наиболее точные и надежные результаты, если выделить ряд условий, соблюдение которых и обеспечивает такую точность:
1) поведение совокупных затрат и выручки от реализации четко определено и линейно в пределах области релевантности, причем данная область существенна и актуальна только для данного промежутка времени;
2) все производимые затраты можно условно разделить на постоянные и переменные;
3) постоянные затраты остаются неизменными в пределах области релевантности;
4) переменные затраты прямо пропорциональны объему в пределах области релевантности;
5) цена реализации неизменна в пределах области релевантности;
6) цены на материалы, услуги и прочие ценности, используемые в производстве, не меняются в пределах области релевантности;
7) производительность не меняется в пределах области релевантности;
8) отсутствуют структурные сдвиги в пределах области релевантности;
9) на затраты релевантно (существенно) влияет только объем производства;
10) объем производства соответствует объему продаж.
Таким образом, на основе данных условий можно обозначить три основных направления, на которых основан директ-костинг:
1) деление издержек производства на постоянные и переменные;