Недействующий

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях уточнения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельных федеральных законов для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при его формировании, утверждении и исполнении в условиях неопределенности перспектив завершения финансового кризиса, с учетом текущей экономической ситуации и прогнозируемого в 2009 - 2011 годах дефицита федерального бюджета.

Кроме того, законопроектом предусматриваются поправки, направленные на повышение эффективности межбюджетных отношений и совершенствование организации бюджетного процесса в условиях финансовой нестабильности.

В этой связи предлагается установить особенности применения некоторых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в 2009-2012 годах и внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

1. Использование средств Резервного фонда для финансирования дефицита федерального бюджета.

С учетом прогнозируемого в 2009-2011 годах дефицита федерального бюджета, обусловленного значительным снижением доходов, потребуется создание  соответствующих правовых оснований для внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и для формирования проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

В этих целях предусматривается приостановление до 1 января 2013 года действия пункта 3 статьи 94 Бюджетного кодекса, которым установлен предельный размер общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в размере 1% прогнозируемого валового внутреннего продукта (далее - ВВП), указанного в федеральном законе о федеральном бюджете.

Кроме того, предлагается приостановить до 1 января 2013 года действие пункта 1 статьи 96_9 Бюджетного кодекса в части, устанавливающей цели использования средств Резервного фонда и пункт 4 указанной статьи, в соответствии с которым средства Резервного фонда используются только для финансового обеспечения нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов.

В этой связи, в законопроекте предусматривается поправка, согласно которой средства Резервного фонда в 2010 - 2012 годах могут использоваться для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в объемах, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете.

Кроме того, предлагается поправка в Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", согласно которой пункт 2 статьи 96_7 Бюджетного кодекса, устанавливающий ограничения по ненефтегазовому дефициту федерального бюджета в процентном отношении к ВВП (не более 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта) будет введен в действие с 1 января 2013 года.

Эти поправки, сохраняя базовые принципы использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, создадут необходимые условия для адаптации бюджетного процесса к изменившимся условиям и позволят сделать более гибким использование средств Резервного фонда.

2. Возможность изменения бюджетных показателей только на текущий финансовый год.

В условиях текущей экономической ситуации, когда ненефтегазовые доходы федерального бюджета могут значительно сократиться, законопроектом предусматриваются поправки в нормы Бюджетного кодекса, регулирующие порядок внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, согласно которым в случае сокращения в текущем финансовом году ненефтегазовых доходов федерального бюджета более чем на 15 процентов по сравнению с объемом доходов, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете, изменения могут быть внесены только в показатели текущего финансового года, без изменения параметров планового периода, при этом положения федерального закона о федеральном бюджете, относящиеся к плановому периоду могут быть признаны утратившими силу при принятии соответствующего федерального закона  (без представления уточненного прогноза социально-экономического развития в плановом периоде при внесении законопроекта).

Кроме того, в вышеупомянутом случае, при внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, положения этих федеральных законов, относящиеся к плановому периоду, также могут быть признаны утратившими силу.

В 2009 году (по оценке Минэкономразвития России) сокращение ненефтегазовых доходов в результате уточнения прогноза относительно уровня, утвержденного в бюджете, составит около 25,2 %.

В предыдущих годах происходил рост ненефтегазовых доходов на фоне роста цен на энергоносители.   В 2008 году превышение составило 15%, в 2007 году - 23%, в 2006 году - 9%. Примерно аналогичное сокращение возможно ожидать при аналогичном снижении цен на нефть без проявления кризисных явлений. Таким образом, порог действия предлагаемой законопроектом нормы должен составлять не менее 15 %.

3. Расширение возможностей предоставления дотаций из региональных бюджетов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Как временную меру антикризисного характера, направленную на  обеспечение сбалансированности местных бюджетов, в законопроект предлагается включить норму, согласно которой в 2009 - 2012 годах ограничение, установленное статьей 139_1 Бюджетного кодекса по предоставлению иных межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов местным бюджетам в пределах не более 10 процентов общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из региональных бюджетов, может быть превышено в пределах объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Снятие указанного ограничения позволит оказывать дополнительную финансовую помощь местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.

4. Привлечение дополнительных доходных источников за счет временно свободных средств государственных корпораций.

Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий", регулирующие деятельность государственных корпораций "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и "Российская корпорация нанотехнологий".

Эти государственные корпорации в 2009 году располагают временно свободными (размещенными на депозитах и в ценных бумагах) средствами имущественных взносов Российской Федерации, которые в условиях текущей экономической ситуации могут быть направлены в федеральный бюджет для обеспечения его сбалансированности.

В этой связи законопроектом предусматривается право возврата средств имущественных взносов государственных корпораций. При этом принимается решение Правительства Российской Федерации.

В 2010 - 2011 годах имущественные взносы этим государственным корпорациям будут восстановлены.

5. Изменение порядка администрирования таможенных платежей в целях привлечения дополнительных доходных источников.

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" законопроектом предусматриваются поправки в Таможенный кодекс Российской Федерации, которые направлены на обеспечение учета и перечисления таможенных платежей напрямую в федеральный бюджет минуя "промежуточные" счета таможенных органов для учета таможенных платежей, что позволит ускорить возможность их использования для осуществления расходов федерального бюджета.

По своей сути предлагаемый механизм аналогичен действующему порядку администрирования налоговых платежей и направлен на совершенствование механизма администрирования таможенных и иных платежей от участников внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, в соответствии с законопроектом предполагается, что обязанность по уплате таможенных платежей может быть исполнена исключительно в валюте Российской Федерации, также исключена возможность уплаты таможенных платежей лицами, которые не являются участниками внешнеэкономической деятельности. При этом права участников внешнеэкономической деятельности положения законопроекта не затрагивают.

Поправки в Таможенный кодекс Российской Федерации содержат необходимые переходные положения, гарантирующие бесперебойное поступление таможенных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Принятие законопроекта позволит мобилизовать в федеральный бюджет более 100 млрд. рублей, находящихся в настоящее время на 14 "промежуточных счетах" ФТС России по учету таможенных и иных платежей от участников внешнеэкономической деятельности.