Действующий

Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" до 2015 года

6. Дополнительные услуги, предоставляемые вокзальными комплексами

     

Виды услуг


Во всем мире на территории вокзала и прилегающих площадях предоставляются дополнительные услуги торгового, развлекательного, информационного характера. Они позволяют вокзальному комплексу получить дополнительную прибыль для стабильного функционирования и дальнейшего развития.

Пассажирский вокзал генерирует значительные потоки потенциальных покупателей с разным уровнем платежеспособности. Например, бизнесмены, которые пользуются скоростными поездами, чтобы добраться до другого города или до аэропорта, обладают высокой покупательной способностью; студенты и пенсионеры, пользующиеся пригородными электричками, - более низкой. Однако на вокзале могут существовать услуги, удовлетворяющие потребности и рассчитанные на платежеспособность разных категорий пассажиров. Кроме того, потребителями дополнительных услуг вокзального комплекса выступают не только пассажиры, но и городское население, проживающее или работающее рядом с вокзалом.

Для пассажиров наличие дополнительных услуг, которыми они могут пользоваться в ожидании отправления транспорта (продолжительностью от часа до суток), является удобным и добавляет стоимость к непосредственным услугам, предоставляемым вокзалом, так как это позволяет пассажирам рационально тратить время ожидания и сокращает издержки на поиск и приобретение товаров и услуг.

Кроме концентрации услуг в одном месте, современная тенденция развития вокзалов предусматривает разработку единых стандартов качества предоставления услуг на вокзалах той или иной страны, позволяющих пассажирам получить единый стандарт обслуживания на любом вокзале в пределах страны.

Список бизнесов и сервисов, возникающих обычно вокруг железнодорожных вокзалов:

1) супермаркеты, магазины, киоски;

2) предприятия быстрого питания/рестораны/бары;

3) кинотеатры и развлекательные центры;

4) бытовые услуги (ремонт обуви и одежды, ритуальные услуги);

5) бизнес-центры;

6) отели;

7) спортивные клубы и салоны красоты;

8) аренда автомобилей;

9) аренда жилья;

10) туристические агентства;

11) логистический бизнес;

12) информационные и финансовые услуги;

13) клининговый бизнес;

14) реклама и полиграфия;

15) консалтинг в области строительства и содержания зданий и т.п.

За время строительства и реконструкции вокзалов менеджментом приобретается уникальная компетенция по разработке и применению инновационных подходов к строительству, таких как, например, единовременное строительство крупного объекта двумя строительными бригадами с двух сторон сразу навстречу друг другу. Приобретенные компетенции могут быть преобразованы в новые бизнесы и приносить прибыль.

Наиболее частыми дополнительными бизнесами, представленными на вокзалах всего мира, являются предприятия быстрого питания, рестораны и бары, супермаркеты, магазины и киоски, бытовые услуги, развлекательные центры.

Данные бизнесы могут входить в группу компаний, принадлежащих вокзалу, или предоставляться на основе договора аренды.

Япония. В компанию "Tobu Railway Co., Ltd. "входят 103 дочерние компании и 13 филиалов: 44 - транспортных, 29 - развлекательных, 6 - недвижимости, 21 - розничных продаж, 23 - другие (строительство, инженерные услуги и т.д.). Основными держателями акций таких компаний являются банки и другие финансовые институты.

Мировой тенденцией является увеличение доли дополнительных услуг, предоставляемых вокзалом. Обычно реконструкция и расширение существующих вокзалов включают в себя создание на территории вокзала торгово-развлекательного центра.