Виды услуг
Во всем мире на территории вокзала и прилегающих площадях предоставляются дополнительные услуги торгового, развлекательного, информационного характера. Они позволяют вокзальному комплексу получить дополнительную прибыль для стабильного функционирования и дальнейшего развития.
Пассажирский вокзал генерирует значительные потоки потенциальных покупателей с разным уровнем платежеспособности. Например, бизнесмены, которые пользуются скоростными поездами, чтобы добраться до другого города или до аэропорта, обладают высокой покупательной способностью; студенты и пенсионеры, пользующиеся пригородными электричками, - более низкой. Однако на вокзале могут существовать услуги, удовлетворяющие потребности и рассчитанные на платежеспособность разных категорий пассажиров. Кроме того, потребителями дополнительных услуг вокзального комплекса выступают не только пассажиры, но и городское население, проживающее или работающее рядом с вокзалом.
Для пассажиров наличие дополнительных услуг, которыми они могут пользоваться в ожидании отправления транспорта (продолжительностью от часа до суток), является удобным и добавляет стоимость к непосредственным услугам, предоставляемым вокзалом, так как это позволяет пассажирам рационально тратить время ожидания и сокращает издержки на поиск и приобретение товаров и услуг.
Кроме концентрации услуг в одном месте, современная тенденция развития вокзалов предусматривает разработку единых стандартов качества предоставления услуг на вокзалах той или иной страны, позволяющих пассажирам получить единый стандарт обслуживания на любом вокзале в пределах страны.
Список бизнесов и сервисов, возникающих обычно вокруг железнодорожных вокзалов:
1) супермаркеты, магазины, киоски;
2) предприятия быстрого питания/рестораны/бары;
3) кинотеатры и развлекательные центры;
4) бытовые услуги (ремонт обуви и одежды, ритуальные услуги);
5) бизнес-центры;
6) отели;
7) спортивные клубы и салоны красоты;
8) аренда автомобилей;
9) аренда жилья;
10) туристические агентства;
11) логистический бизнес;
12) информационные и финансовые услуги;
13) клининговый бизнес;
14) реклама и полиграфия;
15) консалтинг в области строительства и содержания зданий и т.п.
За время строительства и реконструкции вокзалов менеджментом приобретается уникальная компетенция по разработке и применению инновационных подходов к строительству, таких как, например, единовременное строительство крупного объекта двумя строительными бригадами с двух сторон сразу навстречу друг другу. Приобретенные компетенции могут быть преобразованы в новые бизнесы и приносить прибыль.
Наиболее частыми дополнительными бизнесами, представленными на вокзалах всего мира, являются предприятия быстрого питания, рестораны и бары, супермаркеты, магазины и киоски, бытовые услуги, развлекательные центры.
Данные бизнесы могут входить в группу компаний, принадлежащих вокзалу, или предоставляться на основе договора аренды.
Япония. В компанию "Tobu Railway Co., Ltd. "входят 103 дочерние компании и 13 филиалов: 44 - транспортных, 29 - развлекательных, 6 - недвижимости, 21 - розничных продаж, 23 - другие (строительство, инженерные услуги и т.д.). Основными держателями акций таких компаний являются банки и другие финансовые институты.
Мировой тенденцией является увеличение доли дополнительных услуг, предоставляемых вокзалом. Обычно реконструкция и расширение существующих вокзалов включают в себя создание на территории вокзала торгово-развлекательного центра.