Концепция обеспечения информацией
Качественная справочно-информационная система является неотъемлемой частью современного вокзального комплекса. Уже на стадии проектирования закладывается концепция оснащения вокзального комплекса современными средствами связи, эффективными системами управления, охраны и безопасности. Предоставление информации пассажиру является подсистемой общей информационной инфраструктуры вокзала и невозможно без качественного внедрения первой.
Современная концепция информационного обеспечения функционирования вокзала основана на комплексной информационной системе в противовес автономным системам.
Построение комплексной информационной системы основано на интеграции ресурсов подсистем в единое целое. Система включает в себя общие технические средства, каналы связи, программное обеспечение, базы данных и т.п. Современные комплексные информационные системы имеют такой же уровень безопасности и надежности, как и автономные, но обходятся дешевле. Кроме того, обеспечиваются гибкий доступ к ресурсам системы со стороны любого пользователя при жестком контроле права получения необходимой информации и возможность расширения системы путем добавления новых подсистем или расширения ресурсов существующих. Внедрение единой информационной системы повышает управляемость вокзальным комплексом.
Современный интегрированный подход к построению комплексной системы предполагает наличие центрального сервера, объединяющего в единую систему группу подсистем и обеспечивающего их взаимодействие.
Обычно комплексная информационная система призвана решать следующий набор задач:
- контроль работы средств инженерного жизнеобеспечения объекта (водоснабжение, теплоснабжение, вентиляция, канализация, электроснабжение, транспортирование и т.п.);
- управление взаимодействием различных служб и подразделений;
- выдача информации пассажирам;
- визуальное наблюдение за состоянием объекта;
- технологический контроль поездов и пассажиропотоков;
- контроль за персоналом;
- защита от некорректных действий и незаконного провоза грузов;
- защита от несанкционированного доступа;
- защита материальных ценностей от хищения;
- противодействие попыткам угроз личной безопасности пассажиров и обслуживающего персонала;
- пожарная безопасность.
Для решения этих задач в состав комплекса могут быть включены следующие подсистемы:
- телевизионного наблюдения;
- радиационного контроля и металлоконтроля;
- охранной сигнализации и контроля доступа;
- пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения;
- диспетчеризации инженерных сооружений;
- управления информационными табло, дисплеями, турникетами и шлагбаумами;
- технологического контроля поездов, а также локальная вычислительна сеть с сервером и автоматизированными рабочими местами для различных служб.