Схемы сбора платы за проезд
В мировой практике существуют три схемы сбора плата за проезд с пассажира: до посадки в поезд, сразу после посадки и комбинированная. Метод оплаты непосредственно в поезде применяется редко, так как это не имеет смысла в поездах с большой загрузкой, курсирующих по маршруту с небольшими расстояниями между станциями и на дальних расстояниях, так как такие поездки планируются заранее.
Поэтому чаще всего применяется метод оплаты проезда до отправки поезда. Недостаток данного метода в том, что пассажир, купивший билет, может опоздать на поезд, если около точки продажи длинная очередь. Поэтому точки продажи рассчитываются так, чтобы обеспечить пассажиров билетами за минимально короткий срок, в т.ч. и в часы пик. Однако в этом случае возрастает риск дополнительных издержек, так как каждая дополнительная точка продажи увеличивает издержки. При отсутствии возможности оптимизировать продажу билетов применяется способ продажи билетов по месту назначения (на выходе) или комбинированная схема покупки билета - как перед отправлением на вокзале, так и в поезде.
На железных дорогах, на которых доступ на станции разрешен только для пассажиров с действующими билетами, зона станции разделена на бесплатную и платную зоны с четким обозначением границы разделения. Современной тенденцией является открытие вокзалов и станций для пассажиров: сегодня многие операторы железной дороги имеют "открытые станции", которые позволяют пассажиру передвигаться по ним без билета. В этих обстоятельствах дополнительно к кассам предусмотрены автоматы по продаже билетов на станции и в поезде.
Для оптимизации продажи билетов перед посадкой в поезд наиболее экономным представляется использование автоматизированной системы. Автоматизированная система сбора платы за проезд позволяет снизить количество случаев мошенничества со стороны пассажиров и персонала. Автоматическая система сбора платы за проезд имеет два неоспоримых преимущества: она автоматизирует расчеты по продажам билетов, что делает процесс продажи более легким и быстрым, а также предоставляет детальные данные о всех операциях, которые потом могут использоваться для статистики и управления. Также эта система снижает число безбилетных проездов, но все-таки не в состоянии полностью исключить их. В связи с меньшим количеством людей, необходимых для обслуживания этой системы, происходит снижение издержек.
Базовыми элементами системы являются:
- машина-автомат, продающая билеты;
- кассовая билетная машина, используемая персоналом для продажи билетов на вокзале;
- машины для пополнения счета проездных билетов, с помощью которых пассажиры с многоразовыми проездными билетам и могут пополнить остаточный баланс;
- турникеты, которые формируют барьер между бесплатной и платной, на которой все пассажиры должны быть с билетом, зонами вокзала. Турникет считывает информацию с билета и пропускает пассажира в платную зону, если билет действителен;
- билеты разных видов (исходя из систем, которые используются), имеющие электронные зашифрованные данные об их действительности и/или использовании.
Билеты продаются через билетные кассы, обслуживаемые людьми, или билетные автоматы, обычно расположенные вокруг входа на станцию. Положение билетных автоматов важно, так как они должны быть хорошо видны, легкодоступны и не располагаться в местах, где очереди могут препятствовать свободному потоку пассажиров или может быть снижена безопасность. Билетные машины не должны быть расположены близко к эскалаторам, лестницам или входам-выходам.
Одна из целей автоматизированной системы продажи билетов - снижение числа сделок посредством человека до минимума. Для станций с высокой интенсивностью движения, где тысячи пассажиров могут проходить через одну станцию в час, снижение очередей до минимума существенно как по коммерческой причине, так и по причине безопасности. Люди не любят ждать, чтобы купить билет, и большое количество стоящих пассажиров быстро станет преградой для передвижения других пассажиров на станции.
В мире принято располагать кассы около границы, где пассажиры проходят через турникеты из бесплатной в платную зону станции. Это позволяет кассирам отслеживать возникающие около турникетов проблемы и оперативно решать их, если это необходимо. По требованиям безопасности важно, чтобы турникеты могли быстро выпустить пассажиров в случае эвакуации. Где это возможно, продажа билетов должна быть ограничена одной кассой, чтобы минимизировать издержки. Для больших по размеру и интенсивно используемых станций требуется более одной кассы, но дополнительные кассы обслуживаются персоналом только в часы пик.
Япония. В ответ на рост использования мобильных телефонов был разработан сервис Mobile Suica. С января 2006 года этот сервис стал работать для билетов на короткие дистанции, сезонных билетов и билетов на поезда пригородного сообщения. Цель дальнейшего развития этого сервиса - возможность покупки билетов пассажирами без захода на вокзал. С билетом, хранящимся на мобильном телефоне, или IC-картой пассажир может просто проходить через турникеты без захода на вокзал. В будущем предполагается увеличить использование и удобство С-карт, так как они имеют низкую стоимость, миниатюрны, портативны, а приборы для их обработки доступны.
Система автоматической продажи билетов выдает два типа билетов: на одну поездку и многоразовые. Смарт-карты, недавно внедренные для массовых транзитных систем, - электронная форма многоразового билета. Одноразовый билет предназначен для случайного путешественника или пассажира, редко пользующегося данным видом сообщения. В мировой практике принято, что билет вставляется в турникет на входе, тот же самый билет используется для выхода на станции назначения, где он остается в турникете.
Становится общераспространенной практика ограничения продажи одноразовых билетов только билетным автоматом. Если пассажиры спрашивают билет на одну поездку в кассе, то кассир просит его пройти и купить билет в билетном автомате. Это зависит от политики оператора на конкретной станции.
Таиланд. В Бангкоке для повышения эффективности в часы пик применяется смешанная система продажи билетов: дополнительный персонал стоит в часы пик около билетных автоматов и выдает сдачу. Это ускоряет процесс покупки билетов.
Турникеты являются неотъемлемым элементом сбора платы за проезд, так как предотвращают попадание на поезд пассажиров без действующего билета. Однако турникеты не являются абсолютными барьером для 100%-го предотвращения мошенничества. Пассажиры постоянно придумывают новые способы преодоления турникетов бесплатно. Поэтому с каждым годом происходит совершенствование моделей турникетов.
Современные модели турникетов предотвращают возможность перепрыгивания через них или пролезания под ними. Кроме того, турникеты совершенствуются в связи с изменением способов оплаты проезда.
Китай. В Гонконге старые турникеты были модернизированы для того, чтобы принимать смарт-карты Octupus, так же как пластиковые карты на одну поездку. Смарт-карту не требуется пропускать через считыватель, так как передача информации может происходить электронно на расстоянии 10 см от считывателя.
Многие европейские страны применяют полуавтоматическую систему оплаты билетов, где билеты продаются до поездки и потом делаются действительными (обычно проставлением времени) с помощью машины на входе в платную зону. На входе обычно нет турникетов и других физических препятствий. Контроль осуществляется билетными инспекторами, которые налагают штрафы на пассажиров без действительных билетов. Однако данная система не является достаточно эффективной.
Великобритания. Штрафную систему в метро вокруг Лондона ненавидят честные пассажиры, которые подвергаются штрафу из-за неукомплектованности штата кассиров, неработающих билетных касс или автоматов по продаже билетов.
В некоторых городах вместо билета используются жетоны. Барьеры или турникеты пропускают пассажира при опускании в них жетона. Односторонние турникеты используются для разрешения выхода. Это трудно проконтролировать, и часто турникет на выход используется пассажирами для входа.
Смарт-карты
Новые системы сбора платы с пассажиров используют смарт-карты. Смарт-карта представляет собой простую дебетовую карту, которая считывается турникетом при каждом проходе через него. Считывающее устройство открывает турникет и записывает начальную точку путешествия на чипе карты, потом фиксирует конечную точку путешествия и списывает со счета требуемую плату.
Китай. Смарт-карты были впервые введены в Гонконге в 1997 году под названием Octopus и с того времени распространились в Лондоне (Oyster) и других крупных городах.