Требования
Одна из главных функций вокзала - управление пассажиропотоками. В мировой практике сложился ряд требований, предъявляемых к вокзалу, которые связаны с удобством пребывания и перемещения пассажира по вокзалу:
- пространство вокзалов должно иметь легкую для понимания информационную среду, которая корректно отражает конкретную текущую ситуацию;
- пространство вокзала должно иметь органическую планировку с оптимизированными беспрепятственными маршрутами передвижения и универсальным понятным дизайном, учитывать потребности разных категорий пассажиров и быть в состоянии удовлетворять разнообразные потребности;
- вокзалы должны иметь комфортные характеристики внутренней среды - оптимальные температурные, шумовые (отсутствие посторонних шумов, легкость и понятность объявлений), вибрационные и визуальные (освещение и цвет) условия, а также качественное состояния воздуха.
Япония. На наиболее загруженных вокзалах контролируется и своевременно регулируется количество кислорода в воздухе.
Качество воздуха на вокзалах имеет принципиальное значение для комфортного пребывания в нем пассажиров. Кроме спроектированных систем отопления, вентиляции и кондиционирования в современной мировой концепции развития вокзалов его территория рассматривается как зона, не предназначенная для курения и предотвращающая пассивное курение.
Например, курение на вокзалах запрещено в Германии, Испании, Австрии.
Для курильщиков предназначены отдельные площади, отделенные от остальных пассажиров. Обычно это стеклянные или пластиковые боксы с пепельницами и принудительной вытяжкой. В связи со вспышками птичьего гриппа рассматриваются меры по дезинфекции воздуха путем пропускания его через специальные фильтры и лампы системы вентиляции и кондиционирования.
Освещение, применяемое на вокзале, преимущественно мягкое, рассеянное. Также предусмотрено маршрутное и аварийное освещение.
Полы обычно делают из износостойкого, нескользящего и небликующего материала, который можно легко поддерживать в чистоте. В европейских странах отказываются от использования гранита, так как он часто имеет радиоактивный фон.
Одной из обязательных зон вокзала является зона ожидания, которая оборудуется раздельными креслами преимущественно из легкомоющегося, ударопрочного, неломкого пластика. Ряды кресел фиксируются относительно пола и/или соединяются между собой единым каркасом. У современных кресел предусмотрены подлокотники, которые не только повышают удобство, но и разделяют личное пространство сидящих рядом незнакомых людей. Раздельные кресла также не позволяют человеку лечь, что делает залы ожидания малопривлекательными для бродяг. Фиксированность кресел относительно поверхности пола и использование для их изготовления специальных материалов позволяют пресечь акты вандализма и использование частей кресел в качестве оружия.
Для удобства перемещения по вокзальному комплексу обособленные функциональные зоны вокзала могут быть объединены с помощью подземных и наземных коммуникаций, обеспечивающих проход пешеходов и, при необходимости, проезд транспортных средств.
В мировой практике используются следующие виды коммуникаций:
- наземные крытые переходы с регулируемым климатом, "воздушные мосты", соединяющие здания и сооружения на разных уровнях;
- подземные переходы и/или галереи с устройством пандусов и движущихся тротуаров, наклонных подъемников и т.п.;
- вертикальные коммуникации - лифты, эскалаторы и т.п. Лифты, эскалаторы, подъемники могут иметь наземные вестибюли, в т.ч. остекленные.
Лифты и эскалаторы
С учетом мировых тенденций многоуровневого строительства вокзалов вертикальное передвижение по вокзалу с высокой концентрацией пассажиров приобретает сегодня очень важное значение. Станции с большими перепадами между уровнями (более 4-5 м) оснащаются эскалаторами и лифтами.
Если для основной массы пассажиров оптимальным является использование эскалаторов, то для вертикального перемещения людей с ограниченными возможностями используются лифты со специальными приспособлениями, обеспечивающими этой категории пассажиров удобство и информативность.
Лифты и эскалаторы - это сложные, дорогостоящие объекты повышенной опасности. Поэтому, во-первых, они устанавливаются в тех местах, где число использующих их пассажиров значительно, чтобы обеспечить лифтам и эскалаторам окупаемость. Во-вторых, к ним предъявляются повышенные требования по безопасности, которые подразумевают бережное отношение, регулярную проверку на безопасность и исправность, своевременный ремонт и постоянное поддержание в хорошем состоянии.
При проектировании лифтов и эскалаторов учитывается тот факт, что пассажиры должны иметь возможность комфортно дождаться своей очереди, чтобы воспользоваться ими. Поэтому рядом с лифтами или эскалаторами предусматривается посадочное пространство достаточного объема, вмещающее значительное количество человек даже в часы пик. Такие зоны располагаются так, чтобы оставаться свободными от любых препятствий и не находиться близко к краю платформы. При проектировании число лестниц и эскалаторов рассчитывают так, чтобы позволить пассажирам сесть в поезд и освободить платформу до того момента, пока не прибудет следующий поезд. Большинство стран требует соблюдения стандартов по эвакуации, в которые включены нормы по расположению и количеству лестниц, лифтов, эскалаторов и других видов коммуникаций, необходимых для безопасного покидания платформы пассажирами за минимально короткий срок.
Высокая нагрузка, которую принимают на себя эскалаторы, и требования по безопасности сказываются на их конструкции, дизайне и применяемых материалах. Поэтому на вокзалах используются специальные эскалаторы и лифты, отличные от, например, тех, которые используются в торговых или бизнес-центрах.
Доступность для людей с ограниченными возможностями
Обеспечение доступности, безопасности и удобства вокзальных комплексов для людей с ограниченными возможностями в большинстве развитых стран гарантируется законом и является этической нормой для компаний, управляющих вокзальными комплексами.
Существующие вокзалы реконструируются таким образом, чтобы больше соответствовать потребностям инвалидов. С этой целью вокзалы оборудуются лифтами и пандусами для доступа к платформе, приводится в соответствие уровень платформы и пола поезда (в противном случае платформы оборудуются специальными механизмами транспортировки коляски), туалеты и платные телефоны оснащаются специальными приспособлениями (поручни, тактильные метки и т.д.).