По назначению зарубежные вокзалы можно разделить на универсальные и специализированные.
Универсальные вокзалы появлялись до середины 20 века на сложившихся транспортных путях и обслуживают все виды сообщений - пригородное, местное и дальнее. В настоящее время в мире идет процесс их реконструкции и приспособления под современные потребности железнодорожного транспорта.
Специализированные вокзалы появились преимущественно во второй половине 20 в. и обслуживают один из видов сообщений: пригородный или дальний. В настоящее время в основном развитие получают два подтипа этих узлов:
- вокзалы пригородного сообщения, являющиеся составной частью системы транспортного обслуживания городов и ближайших пригородов;
- вокзалы дальнего следования - станции высокоскоростных железнодорожных магистралей.
В мировой практике вокзалы высокоскоростных железнодорожных магистралей имеют сходство с аэропортами по способу организации работы с пассажирами:
- ограничение доступа на платформы;
- регистрация пассажиров и доставка багажа;
- организация досуга во время ожидания поезда для пассажиров и т.д.
Пригородные вокзалы функционируют и продолжают активно развиваться, так как развиваются города и интенсифицируются повседневные сообщения с поселениями, входящими в их агломерации.
Польша. В Варшаве в состав железнодорожного диаметра "Восток - Запад" входят 3 вокзала - Восточный, Центральный и Западный - и 4 станции-платформы для местных поездов (аналогов российских пригородных электропоездов). И если в центре города обслуживание разных классов пассажиров территориально разделено на два узла (Варшаву Центральную и "Сьрудместье"), то на остальных станциях диаметра, где были созданы "универсальные" остановочные пункты, в основе объемно-планировочного решения этих объектов четко прослеживается принцип разделения транзитного и местного движения. На Восточном вокзале были организованы отдельные платформы для транзитных и местных поездов, построены 3 тоннеля для одностороннего движения на платформах. Промежуточные станции-платформы ("Охота", "Сьрудместье", "Повисле", "Стадион") расположены на расстоянии 1100-1800 м друг от друга. Эти станции-платформы устроены в открытых выемках или тоннелях и удалены от остановок наземного городского транспорта не более чем на 100 м.
В мире наблюдается тенденция смены традиционных вокзалов на многофункциональные терминалы. Пассажирский терминал можно определить как комплекс, объединяющий станции международного и междугородного транспорта, городского пассажирского транспорта, паркинги, выполняющий общественно-деловые функции и имеющий пересечение платформ в нескольких уровнях. Комплекс соединяет все эти функции в одном объеме и предусматривает наличие дополнительных объектов, не связанных напрямую с обслуживанием пассажиров.
Одной из главных задач создания пассажирских терминалов является экономия времени для пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой и приобретении разных видов товаров и услуг.
Германия. Одним из самых известных терминалов в мире является недавно открывшийся в Берлине главный вокзал. Здесь на нескольких уровнях пересекаются платформы двух линий скоростных поездов, нескольких линий пригородной железной дороги и метро. Посадочные платформы связаны между собой системой лифтов, эскалаторов и пандусов. Терминал также включает в себя магазины, гостиницу и офисные помещения, сдаваемые в аренду.
Южная Корея. В Сеуле транспортный терминал объединяет аэропорт, 2 скоростные и 2 обычные железнодорожные линии, автовокзал, стоянку такси, а также паркинг на 5000 мест.
США. В Кэмбридже на терминале осуществляется пересадка пассажиров с конечной станции метрополитена на междугородные автобусные маршруты. Помимо этого предусмотрен четырехуровневый паркинг.
Китай. Терминал в Пекине объединяет аэропорт, 2 автострады и паркинг, а также станцию скоростной железной дороги, которая связывает его с центром города.
Терминалы подразделяются на городские, междугородные и международные. Таким образом, пассажирские терминалы координируют системы транспортных коридоров и обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта на всех территориальных уровнях.
Городские пассажирские терминалы, осуществляющие пересадки пассажиров с одного вида городского пассажирского транспорта на другой, как правило, располагаются в основных транспортных узлах города на базе станций метрополитена и имеют многоуровневое построение с вертикальным распределением функциональных зон. Этот тип терминалов осуществляет взаимодействие транспорта на уровне города. Междугородные терминалы чаще всего возникают в черте города на базе реконструируемых вокзалов. Преимущественно они имеют вертикальное взаиморасположение функциональных зон. Этот тип терминалов осуществляет взаимодействие транспорта на уровне страны.
Терминалы, осуществляющие пересадки пассажиров международных и междугородных направлений, обычно расположены за пределами города и имеют преимущественно горизонтальное расположение функциональных зон. Этот тип терминалов осуществляет взаимодействие транспорта на уровне нескольких стран.