Действующий

Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" до 2015 года

1.1. Классификация вокзалов по расположению

Классификация вокзалов по расположению относительно центра города


По градостроительному размещению вокзалы делятся на возводимые в черте города и на периферии города.

Вокзалы, расположенные в черте города, создаются преимущественно в основных транспортных узлах города - на базе существующих или проектируемых станций метрополитена, в точках пересечения с другими видами наземного транспорта. В настоящее время за пределами города обычно возводятся вокзалы, объединяющие в себе аэровокзалы и станции скоростного рельсового транспорта.

В европейских городах главные железнодорожные вокзалы находятся преимущественно вблизи общегородского центра или в самом центре. Вокзалы, сочетающие в себе аэровокзалы и станции высокоскоростного железнодорожного транспорта, вынесены на периферию города.

Строительство железнодорожных вокзалов на окраине города, связанных с его центром другими видами транспорта, имеет свои неоспоримые преимущества:

- не так остро чувствуется дефицит земли, поэтому возможно строительство крупного вокзального комплекса;

- с помощью вокзала можно улучшить экономически неблагоприятную обстановку окраин;

- возникает возможность для предоставления услуг, нерентабельных в центре города, например, услуг по обслуживанию автомобилей, предоставлению складских помещений и т.п.;

- строительство нового вокзального комплекса может оказаться дешевле, чем реконструкция вокзала, находящегося в центре в условиях плотной застройки и часто являющегося памятником архитектуры и истории.

Классификация вокзалов по расположению относительно железнодорожных путей


Расположение вокзала относительно железнодорожных путей имеет принципиальное значение при оптимизации движения пассажиропотоков. Рассматривается как вертикальное, так и горизонтальное расположение вокзалов относительно железнодорожных путей и платформ.

По горизонтальному расположению относительно железнодорожных путей вокзалы можно классифицировать на две большие группы: тупиковые и транзитные.

Тупиковые вокзалы, в свою очередь, могут быть П-образными, Г-образными и торцевыми.

Транзитные вокзалы делятся на О-образные и продольные.

Финляндия. П-образную форму имеет вокзал в Хельсинки (Финляндия), который раскрыт в сторону тупиковых путей.

Германия. Примером О-образного вокзала является новый вокзал в Берлине.

По вертикальному расположению здания вокзала относительно железнодорожных путей можно выделить одноуровневые и многоуровневые вокзалы.

Одноуровневое расположение вокзалов в центре города свойственно вокзалам, построенным в прошлом веке и не подвергнувшимся реконструкции, или новым вокзалам, созданным на базе существующих аэропортов и располагающимся за пределами города.

Многоуровневое расположение необходимо при строительстве современных вокзалов в черте города, так как позволяет добиться значительной экономии территорий и повысить отдачу каждого квадратного метра, а также сократить расстояния, которые вынуждены преодолевать пассажиры при пересадках с одного вида транспорта на другой. В современном мире широко распространена практика активного использования подземных пространств при многоуровневом строительстве вокзалов.

Канада. В Монреале производится реконструкция городского центра, в результате которой будет создана развитая система подземных пешеходных и транспортных коммуникаций. На площади 80 га запроектирован комплекс торговых, общественных и транспортных сооружений. В комплекс входят: 2 железнодорожные линии, 3 линии метро, 3 универсальных магазина, 4 гостиницы, 5 административных зданий, 8 кинотеатров, 30 ресторанов, автостоянки на 9000 мест. По верхнему подземному уровню проходят торгово-пешеходные переходы и залы общей протяженностью 9,6 км, связанные с подземными автомобильными стоянками, станциями метрополитена и двумя центральными железнодорожными вокзалами.

Сингапур. Вокзал Dhoby Ghaut - самый глубокий подземный терминал с 5 уровнями, уходящими на 28 м под землю.

В настоящее время в большинстве развитых стран при реконструкции существующих вокзалов наблюдается тенденция: преобразовывать их в многоуровневые комплексы за счет строительства подземных этажей.