Действующий

Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" до 2015 года

4. Функциональное зонирование вокзальных комплексов

Формирование функциональных зон на вокзальных комплексах обусловлено закономерностями комплексной организации пересадочного процесса и предоставления пассажирам дополнительных услуг.

Вокзальные комплексы имеют тесную связь с прилегающей территорией и застройкой, что требует обоснованного подхода к функциональному насыщению этой территории.

Территорию современных вокзальных комплексов можно условно разделить на две основные зоны: внутреннюю зону самого здания вокзала и внешнюю - прилегающую территорию. Каждая из этих зон может быть в свою очередь разделена на две зоны: транспортную и общественную.

Внутренняя транспортная зона (которая может быть подразделена также на пассажирскую и служебную зоны) содержит следующие функциональные зоны:

- зона передвижения пассажиров (конкорсы, переходы, фойе и т.п.);

- зона билетных касс в операционном зале (кассы обычно сгруппированы по категориям);

- зона предоставления справочной информации;

- камеры хранения (громоздкого багажа и ручной клади) в сочетании с багажными кассами или автоматами;

- зона предоставления услуг связи (почта, телеграф, телефон, Интернет);

- зона ожидания для разных категорий пассажиров (например, первого и экономического класса), расположенная в зоне с минимальной пешеходной проходимостью;

- комната матери и ребенка, комната для инвалидов, расположенные в наименее шумных зонах вокзала, комната отдыха персонала;

- санитарные зоны (туалеты, курительные, души);

- зона расположения администрации вокзала и других служебных помещений (дежурного по станции, диспетчерская и т.п.);

- зона расположения служб безопасности, медперсонала;

- зона сортировки и отправки почты;

- зона расположения подсобных и технических помещений и т.д.

Потоки посетителей вокзала, которые должны учитываться при формировании зоны передвижения, можно разделить на четыре основных направления:

1) прибывающие пассажиры, которые движутся от платформ к выходу, стремятся как можно быстрее оказаться в городе и, как правило, редко пользуются услугами вокзала;

2) отправляющиеся пассажиры, пользующиеся железной дорогой для регулярных поездок на небольшие расстояния или оформившие билеты заранее, которые движутся от входа до платформ, стремятся как можно быстрее занять свои места и чаще пользуются услугами вокзала, особенно дополнительными услугами торговых центров;

3) пассажиры поездов дальнего следования, которые обычно располагают временем до отправления поезда и активно пользуются услугами вокзала;

4) остальное население города, которое пользуется услугами вокзала, не связанными с перевозками.

При проектировании учитывается необходимость разделения данных потоков. Если есть возможность, направление и интенсивность потоков должны регулироваться.

Испания. В Барселоне впервые был опробован прием (получивший название "испанский"), который позволяет сократить длительность стоянки поездов за счет одновременных "проточных" посадки и высадки (в двери с разных сторон вагонов), что исключает сталкивание потоков прибывающих и отправляющихся пассажиров у вагонов и на платформах.

Внешняя транспортная зона содержит следующие основные функциональные зоны:

- стоянки средств общественного, специального, грузового и индивидуального транспорта (в т.ч. велосипедов) для кратковременного и долговременного хранения.

В современных строящихся вокзальных комплексах автостоянки обычно размещаются ниже или выше уровня земли, имеют несколько уровней, пристраиваются к зданиям другого назначения или встраиваются в них. Отведение большой зоны на одном уровне с землей считается неэффективным.

Франция. Проект использования подземного пространства в центре Парижа под садом Тюильри включает в себя двухуровневый узел станции метро, подземные гаражи большой вместимости, а также подземные транспортные тоннели, театр, кинотеатр, ресторан, спортивный клуб и даже подземные экспозиционные залы Лувра.

При проектировании автостоянок также применяются неординарные решения.

Япония. Построен гараж в виде лифта, в котором на тросах, переброшенных через блоки, укреплены площадки каждая на одну машину. По мере занятия площадок автомобилями они поднимаются.