Действующий

Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" до 2015 года

3. Архитектурные и дизайнерские решения вокзальных комплексов


Особенности дизайна вокзалов и прилегающих платформ видоизменялись на протяжении многих лет в зависимости от требований окружающей среды и влияния новых технологий.

Основными факторами изменения дизайна вокзальных комплексов стали: увеличение пассажиропотока, необходимость объединения нескольких видов транспорта, например метро, изменение технологий и скоростей движения.

При разработке объемно-планировочного решения используются элементы существующего природного и городского окружения вплоть до включения в принятую архитектурную композицию исторических памятников или их фрагментов. Гармоничное сочетание современного и старинного дизайна при профессиональном подходе может способствовать усилению художественно-эстетической выразительности архитектуры.

Италия. Здание вокзала Термини в Риме имеет в составе комплекса гостиницу, административное помещение и ресторан, расположенные вблизи развалин древней крепостной стены, которую включили в композицию вокзала. Она придает особый эффект современному зданию и сохраняет историческое наследие.

В современной мировой архитектуре вокзалов можно отметить выраженное стремление к воздушным, светлым пространствам, поражающим и восхищающим посетителей, что обеспечивается применением новых технологий металлоконструкций и остекления. Яркими примерами новой архитектуры могут служить центральный вокзал в Берлине и новый вокзал в Шанхае.

Финляндия. Примером стиля "национального романтизма" служит вокзал в Хельсинки. Колорит здания определен красным гранитом и медью, центральный фасад состоит из полукруглых арок с огромными статуями - скульптурными аллегориями. Целью национального стиля стало противопоставление рациональной организации вокзала тяжелым формам классицизма.

Наметилась тенденция применения при проектировании "модульного дизайна", основанного на использовании повторяющихся элементов в конструкции здания.

Япония. Крыша терминала Кансай в заливе Осака состоит из 90000 панелей из нержавеющей стали одинакового размера. Это позволило снизить издержки и упростить соединение частей панелей между собой.

При проектировании учитываются природно-экологические условия региона строительства (климат, роза ветров, рельеф, гидрогеологические и сейсмические характеристики, сложившееся озеленение и т.п.).

Например, в условиях сурового климата в северных странах, где наблюдаются низкие среднегодовые температуры и постоянные ветра, требуются формирование замкнутой застройки, объединение отдельных блоков в единые объемно-пространственные структуры.

В условиях жаркого климата южных стран, когда летом температура поднимается выше 20°С, характерны замкнутые внутренние дворики, затененные переходы и навесы.

Япония. Для этой страны характерен учет при строительстве сейсмологических характеристик района строительства. Например, пятиуровневый терминал Кансай, построенный на искусственно созданном острове с пятикилометровым транспортным мостом, сохраняет горизонтальный уровень, несмотря на прогнозируемое оседание почвы до 11 м (благодаря регулированию компьютером высоты подпорных колонн через гидравлические механизмы), а применение компенсационных гибких соединений между каркасом и покрытием крыши сглаживает сейсмологические и температурные колебания.

Обычно при проектировании вокзала и дополнительных общественных зон учитывается изменение градостроительной ситуации района строительства, инфраструктуры, демографических и социологических характеристик.

При большом количестве пересекающихся видов транспорта в зоне вокзалов терминалы строятся многоуровневыми.

Наземная часть включает различные объекты, имеющие общие инженерные сети и коммуникации. Активно используется подземное пространство для размещения объектов функционального назначения (багажное отделение, камера хранения, туалеты, курительные комнаты и др.) и дополнительных услуг (торговые точки, кинотеатры и т.п.) Подземное пространство используется обычно до глубины 20~30 м, в отдельных случаях - до 70 м от поверхности земли (например, на участке RER (подземных электричек) в центре Парижа во Франции).

Показателен опыт, накопленный в ряде зарубежных городов: Лондоне, Париже, Монреале, Хельсинки, Лос-Анджелесе, где в вокзальных комплексах активно используется подземное пространство.

Япония. Исследования показали, что происходит и будет продолжаться рост спроса на услуги вокзала людьми старшего поколения. Эти прогнозы были сделаны на основе официальной статистики, изучения истории поездок пассажиров и того факта, что все больше японцев трудоспособного возраста предпочитает работать дома.

Также необходимо учитывать адаптацию зданий и сооружений центра к изменяющимся условиям (применение большепролетных конструкций, независимой системы коммуникаций и т.д.), позволяющую рассматривать вокзальный комплекс как открытую и гибкую структуру, способную развиваться во всех направлениях, которые на сегодняшний день заключаются в трансформации вокзального комплекса в многоуровневый полифункциональный центр.

Португалия. В Лиссабоне торговый центр "Васко да Гама" является частью многоуровневого транспортного узла, объединяющего железнодорожный вокзал, автовокзал и выставочный центр.

Украина. Дарницкий вокзал в Киеве госкомпания "Укрзализныця" планирует трансформировать в торговый центр с выходом на перрон.

Чехия. В Праге центральный вокзал планируется реконструировать в терминал с высокой пропускной способностью в сочетании с торгово-развлекательным центром.

Реконструкция и развитие вокзальных комплексов обычно проходит по вертикали или по горизонтали и предполагает:

- строительство дополнительных отдельно стоящих объектов;

- пристройку к существующим зданиям, сооружениям;

- пристройку с наземными, подземными переходами, галереями, подземными вестибюлями и т.п.;

- надстройку существующих зданий вокзала;

- постройку подземных этажей;

- удлинение платформ и т.п.