Действующий

Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" до 2015 года

4.4. Бизнес-модель развития железнодорожных вокзалов и эффективного использования недвижимого имущества


Бизнес-модель развития железнодорожных вокзалов и эффективного использования недвижимого имущества определяется руководством ДЖВ самостоятельно по каждому из железнодорожных вокзалов и предполагает увеличение доходной части вокзальной деятельности и привлечение альтернативных инвестиционных средств на взаимовыгодных условиях за счет:

1) самостоятельного (и/или с привлечением на конкурсной основе иных лиц) оказания потребителям новых видов услуг на железнодорожных вокзалах по номенклатуре и стандартам, предусмотренным Концепцией, в т.ч.:

а) на внеклассных железнодорожных вокзалах, а также железнодорожных вокзалах первого класса - услуг зала повышенной комфортности, услуг сервис-центров (включая экскурсионные услуги, бронирование гостиниц), услуг носильщиков, услуг игровых комнат для детей, услуг предприятий торговли и сетевых предприятий быстрого питания, банковских услуг (в т.ч. позволяющих оплачивать коммунальные услуги и услуги мобильной связи), услуг телефонии и беспроводного доступа в Интернет, услуг экспресс-доставки малогабаритных почтовых отправок пассажирскими поездами, услуг бронирования и продажи билетов на другие виды транспорта, услуг заказа такси (возможно, с использованием специально привлекаемой на конкурсной основе и работающей с использованием средств индивидуализации ОАО "РЖД" службы такси), услуг проката автотранспорта, услуг продажи билетов на культурно-массовые мероприятия, услуг мелкого бытового ремонта и аптечного обслуживания;

б) на железнодорожных вокзалах второго и третьего класса - услуг носильщиков, услуг телефонии и беспроводного доступа в Интернет, услуг экспресс-доставки малогабаритных почтовых отправок пассажирскими поездами, услуг мелкого бытового ремонта;

2) оказания платных услуг пользователям железнодорожных вокзалов, в т.ч. независимым транспортным организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере железнодорожных перевозок;

3) вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого или используемого не по назначению имущества (не связанного с обеспечением функциональной надежности железнодорожных вокзалов, не относящегося к производственным участкам пассажирского хозяйства, а также не имеющего особого оборонного и мобилизационного значения) на основе:

а) передачи имущества за плату во временное владение и пользование или временное пользование (заключения договоров аренды по итогам прозрачных и недискриминационных конкурсов по выбору арендаторов с учетом деловой репутации, оценки качества представляемых арендаторами услуг потребителям и их влияния на имидж железнодорожного вокзала, на основании независимой оценки рыночного размера арендной платы и обязательного включения в договоры аренды условий о ее ежегодном пересмотре);

б) передачи имущества доверительному управляющему на определенный срок в доверительное управление в интересах учредителя управления или указанного им лица (заключения договоров доверительного управления);

в) заключения иных договоров, предусмотренных действующим законодательством, а также договоров, в которых содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (заключения смешанных договоров);

4) реализации проектов государственно-частного партнерства, в т.ч. в формах получения государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение;

5) реализации девелоперских проектов комплексного развития территорий в зоне влияния железнодорожных вокзалов, а также создания на базе железнодорожных вокзалов многофункциональных ТПУ с участием органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, стратегических партнеров, инвесторов и кредиторов, в т. ч на основе:

- механизмов проектного финансирования, в которых гарантией возврата кредитов служит не доля в праве на ТПУ, а часть финансовой прибыли от его коммерческой эксплуатации;

- специально создаваемых совместных предприятий в предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых формах для осуществления необходимых сделок, в т.ч. займа необходимых средств, приобретения определенных прав долгосрочной аренды и собственности, лицензий или иных обязательств, необходимых для реализации соответствующего девелоперского проекта.

Схемы взаимоотношений сторон при реализации бизнес-моделей приведены в приложении 5 к Концепции.