Основными тенденциями развития железнодорожных вокзалов, которые можно выделить на основании анализа международного опыта, являются следующие:
1) преобразование традиционных железнодорожных вокзалов в терминалы, координирующие системы транспортных коридоров и обеспечивающие взаимодействие различных видов транспорта на всех территориальных уровнях. Кроме обеспечения всеми необходимыми транспортными услугами пассажиров, терминалы выполняют также функции бизнес- и торгово-развлекательных центров (железнодорожные вокзалы в Берлине, Сеуле, Пекине, Кембридже и т.д.). Широко распространенной практикой является интеграция железнодорожного транспорта с системой городского метро путем размещения платформ метро внутри вокзала;
2) строительство пассажирских терминалов - унифицированных, компактных, учитывающих все современные тенденции транспортных объектов - становится в 21-м в. тенденцией развития и городов, где строятся такие терминалы.
Роль и функции железнодорожных вокзальных комплексов в городе меняются в направлении увеличения значимости железнодорожных вокзалов в жизни города и количества функций, выполняемых ими.
В настоящее время железнодорожные вокзалы все больше выполняют презентационную, имиджевую функцию для города, а их основными функциями становятся:
- усовершенствование инфраструктуры города;
- улучшение транспортной доступности;
- ликвидация конфликта между транспортом и городской средой;
- повышение качества жизни городского населения;
3) происходит активное вовлечение железнодорожных вокзалов в проекты комплексного развития территорий в зоне их влияния, что обусловлено значительными размерами территории, занимаемой железнодорожными вокзалами, и их нахождением в центральной части города, где, как правило, существует дефицит свободных площадей;
4) общемировой тенденцией управления железнодорожными вокзалами является увеличение доли частных операторов железнодорожных вокзальных комплексов.
В европейских и азиатских странах наметилась тенденция интернационализации управления железнодорожными вокзалами.
Например, итальянский оператор GrnadiStazioni (GS) будет управлять железнодорожным вокзалом в Праге на протяжении 30 лет;
5) реконструкция и развитие железнодорожных вокзальных комплексов за рубежом обычно проходят по вертикали или горизонтали и предполагают:
- строительство дополнительных отдельно стоящих объектов;
- пристройку к существующим зданиям, сооружениям;
- пристройку с наземными, подземными переходами, галереями, подземными вестибюлями и т.п.;
- надстройку существующих зданий железнодорожного вокзала;
- постройку подземных этажей;
- удлинение платформ и т.п.;
6) в зарубежной практике управления железнодорожными вокзальными комплексами одним из основных факторов, влияющих на оптимальную организацию коммерческой деятельности на железнодорожных вокзалах, считается такой фактор, как правильная организация пространства. Площади иностранных железнодорожных вокзальных комплексов распределяются по назначению оказываемым услугам в соответствии со следующими принципами.
Кассовые зоны (совместно со справочными, информационными службами) располагаются на наиболее привлекательных с точки зрения близости к основным пассажиропотокам местах - вблизи входов в железнодорожные вокзальные комплексы.
Крупноформатные точки общественного питания располагаются в помещениях вдоль основных пассажиропотоков (в т.ч. вблизи основного входа на железнодорожный вокзал, около входов на перроны), часто в одной зоне концентрируется несколько точек общепита с разными брендами (участок "фуд-корта"). Чаще всего точки общественного питания видно из основного пассажиропотока. В случае если железнодорожный вокзал имеет несколько этажей, точки общественного питания могут быть расположены на втором этаже или в подвальном этаже, если они нацелены на посетителей торговых площадей, расположенных на данных этажах.
Малоформатные торговые площади располагаются:
- на пути основных пассажиропотоков (например, у входов на железнодорожный вокзал, у входов на эскалаторы, в центре зала);
- вдоль основных пассажиропотоков (например, киоски у стен).
На привлекательных (с точки зрения близости к пассажиропотоку) площадях могут также располагаться зал ожидания, пункты по оказанию первой медицинской помощи, телефонные автоматы, автоматические фотокабины.
На менее привлекательных площадях обычно располагаются залы ожидания повышенной комфортности (для удаления их от шума пассажиропотока), камеры хранения (часто располагаемые в районе перронов).