Действующий

Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" до 2015 года

4.7. Механизмы управления нефинансовыми рисками развития железнодорожных вокзалов


Концепция исходит из необходимости управления нефинансовыми рисками при развитии железнодорожных вокзалов в рамках общей планомерной работы по оптимизации нефинансовых рисков, которую ОАО "РЖД" реализует с начала своей деятельности.

Для целей Концепции под нефинансовыми рисками понимается возможность наступления событий с отрицательными для развития и эффективного управления железнодорожными вокзалами последствиями.

Управление нефинансовыми рисками при развитии железнодорожных вокзалов базируется на:

- определении групп нефинансовых рисков и их содержания;

- выявлении перечня заинтересованных лиц по каждой из групп нефинансовых рисков;

- реализации мер, обеспечивающих активное участие представителей всех заинтересованных лиц в обсуждении решений, связанных с развитием и эффективным использованием железнодорожных вокзалов.

Ключевыми рисками для развития и эффективного использования железнодорожных вокзалов являются:

- отраслевые риски, связанные с возможной утратой железнодорожным хозяйством способности в полной мере выполнять свои инфраструктурные функции;

- производственные риски, связанные с износом оборудования и основных производственных фондов железнодорожных вокзалов, их эксплуатацией в предельно допустимых режимах, а также возможностью ошибки оперативного персонала;

- риски государственного регулирования, связанные с изменением объемов пассажирских перевозок, в т.ч. со снижением пассажирооборота из-за повышения тарифов и возможного переключения пассажиров на альтернативные виды транспорта;

- корпоративные риски, связанные со структурными преобразованиями на железнодорожном транспорте в целом и пассажирском комплексе в частности;

- экологические риски, связанные с негативным воздействием вокзальной деятельности на окружающую среду;

- социальные риски, связанные с социальной ответственностью ДЖВ и ОАО "РЖД" в целом;

- репутационные риски, связанные с последствиями вокзальной деятельности для имиджа ДЖВ и ОАО "РЖД";

- иные риски, обусловленные поведением ключевых заинтересованных сторон, представляющих деловое и социальное окружение для ДЖВ и ОАО "РЖД" в целом.

Механизмами управления указанными выше нефинансовыми рисками при развитии железнодорожных вокзалов являются:

1) механизм уклонения от риска, означающий, что ДЖВ будет воздерживаться от шагов и деятельности, реализация которых может привести к появлению негативных последствий значимого уровня. Механизм уклонения от риска будет использоваться ДЖВ при отсутствии иного варианта реакции ОАО "РЖД", способного понизить вероятность или последствия наступления негативных событий;

2) механизм сокращения риска, выражающийся в проведении ДЖВ действий, направленных на уменьшение вероятности или последствий риска. Данный механизм базируется на принятии ДЖВ текущих оперативных решений, направленных на изменение природы возникновения самого риска. В частности, для сокращения рисков ДЖВ намерено изучать мнение заинтересованных лиц и осуществлять взаимодействие с ними в форме диалогов, переговоров, совещаний, опросов, общественных слушаний и других инструментов коммуникации, способствующих повышению эффективности взаимодействия. В контексте сокращения рисков ДЖВ намерено проводить взвешенную финансовую политику, один из основных инструментов которой - реализация программ снижения производственных издержек. Кроме того, будет осуществляться прогнозирование социальных последствий роста железнодорожных тарифов с привлечением для такого анализа ведущих независимых научных организаций. Самостоятельными формами реализации механизма сокращения рисков станут также приоритетное завершение проектов реконструкции и восстановления функциональной надежности железнодорожных вокзалов, построение комплексной системы безопасности, а также реализация иных мероприятий, предусмотренных Концепцией;

3) механизм разделения (диссипации) риска, состоящий в снижении степени влияния риска путем привлечения партнера, создания различных отраслевых ассоциаций, совместных предприятий, обмена долями в капиталах, привлечения нового акционера, способного направить имеющиеся ресурсы на совместное управление риском. Ключевыми направлениями реализации данного механизма должны стать выделение наиболее рисковых направлений деятельности по развитию железнодорожных вокзалов в обособленные самостоятельные подразделения с локализацией рисков в таких предприятиях, а также страхование рисков;

4) механизм принятия риска, заключающийся в отсутствии каких-либо действий ДЖВ, направленных на снижение вероятности и последствий реализации событий риска. Данный механизм будет использоваться ДЖВ только при условии значительного превышения стоимости работ по снижению влияния риска на процесс развития и управления железнодорожными вокзалами по сравнению с последствиями реализации негативного события, в т.ч. за счет нахождения состояния параметров риска, близкого к желаемым.