В настоящее время действующее законодательство не содержит определения понятия "железнодорожный вокзал", однако активно использует данный термин, что позволяет выявить отдельные элементы его правового статуса. Так, например, в ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" определено, что "...земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью".
Анализ положений Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" позволяет выделить следующие правовые характеристики статуса железнодорожного вокзала:
- железнодорожный вокзал предназначен для обслуживания и/ или нахождения в нем пассажиров;
- железнодорожный вокзал должен содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов;
- железнодорожный вокзал состоит из вокзальных помещений, имеющих в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания площади, связанные с обслуживанием пассажиров (железнодорожные билетные кассы, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров);
- железнодорожный вокзал имеет особенности, связанные с правом организаций связи на заключение договоров аренды вокзальных помещений для оказания пассажирам услуг почтовой, телеграфной и телефонной связи на равных с иными лицами основаниях.
На уровне подзаконных нормативных правовых актов (в т.ч. в Правилах перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте*) понятие "железнодорожный вокзал" приравнивается к понятию "станция" и используется прежде всего в связи с регламентацией порядка перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа от и до железнодорожных станций и остановочных пунктов.
________________
* Утв. приказом МПС России от 26.07.2002 N 30.
Правовой режим использования имущества, составляющего железнодорожный вокзал, в настоящее время установлен Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 57 "Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В соответствии с указанным постановлением здания, строения, сооружения и помещения производственных участков пассажирского хозяйства включены в перечень объектов имущества ОАО "РЖД", на передачу которых в залог, а также продажу и распоряжение иным образом, влекущим за собой переход права собственности, требуется согласие Правительства РФ.
Земельные участки, на которых размещены железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью и имуществом, ограниченным в обороте, предоставление которого в частную собственность запрещено. Пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью, на которых размещены железнодорожные вокзалы, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги".
В соответствии с указанным постановлением пользование земельными участками, ограниченными в обороте, осуществляется на основании договора аренды земельного участка на 49 лет, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД".
Порядок распоряжения недвижимым имуществом железнодорожных вокзалов установлен приказом ОАО "РЖД" от 09.07.2004 N 100 "О порядке управления и распоряжения недвижимым имуществом ОАО "Российские железные дороги".
Следует отметить, что указанный приказ содержит ограниченный перечень видов сделок с недвижимым имуществом, к которым относятся:
- передача имущества в аренду и в безвозмездное пользование;
- заключение инвестиционного договора и договора купли-продажи.
Вместе с тем в случаях, определенных решениями Президента РФ и Правительства РФ, а также решениями ОАО "РЖД", принятыми в установленном уставом ОАО "РЖД" порядке, с недвижимым имуществом ОАО "РЖД" могут совершаться иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством РФ.
Полномочия руководителей филиалов ОАО "РЖД" по принятию решений о совершении сделок ограничены случаями передачи в аренду зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, расположенных в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс.чел., железнодорожных вокзалов II, III класса, а также не имеющих классности.
Решения о совершении иных сделок принимаются президентом или старшим вице-президентом ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы стратегического планирования.
Указанные ограничения значительно удлиняют срок заключения соответствующих договоров, что требует разработки и внесения соответствующих изменений в локальные нормативные акты ОАО "РЖД", способствующих упрощению процедур вовлечения имущества железнодорожных вокзалов в хозяйственный оборот, в т.ч. в инвестиционную деятельность.
Как уже отмечалось, железнодорожный вокзал должен стать частью вокзального комплекса, в который входят все функционально и композиционно взаимосвязанные здания, сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров и проведения билетных, багажных, почтовых и других операций.
В настоящее время в связи с самостоятельными правовыми режимами железнодорожного вокзала и в большинстве случаев привокзальной территории, которые обусловлены различиями в принадлежности прав на земельные участки под зданиями и сооружениями железнодорожных вокзалов и привокзальными площадями, архитектурно-планировочные решения привокзальных территорий не обеспечивают необходимой взаимосвязи с функционированием железнодорожных вокзалов.
Учитывая тот факт, что вокзальный комплекс зачастую является элементом пересадочного узла и, как правило, городским центром, определяется актуальность формирования многофункциональных пассажирских транспортно-пересадочных узлов (далее - ТПУ) на базе вокзальных комплексов.
Согласно Рекомендациям по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах, утв. письмом Госстроя России от 06.03.97 N 2-13/60, формирование ТПУ обусловлено закономерностями комплексной организации пересадочного процесса.
Взаимное размещение станций, остановочных пунктов, линий, путей и различных транспортных устройств и сооружений, а также других коммуникационных элементов определяет транспортно-планировочную и пространственную организацию пересадочного узла, которая во многом зависит от конкретных градостроительных условий и места размещения, его архитектурно-планировочной связи с застройкой на прилегающей территории.
Таким образом, рассмотрение характеристик правового режима железнодорожного вокзала и входящего в его состав имущества позволяет сделать следующие выводы:
- отсутствие нормативного закрепления понятия железнодорожного вокзала как объекта недвижимости - части вокзального комплекса, здания или комплекса зданий и сооружений, расположенных на земельных участках, являющихся федеральной собственностью, состоящих из помещений, предназначенных для обслуживания пассажиров, размещения служебного персонала и обслуживания зданий и сооружений, приводит к невозможности адекватной реализации задач комплексного подхода к развитию железнодорожного вокзала совместно с прилегающей к нему территорией, создает неопределенность в правовом режиме вокзальной деятельности;