Здания основной части железнодорожных вокзалов, находящихся в ведении ДЖВ, построены по типовым проектам, относятся к первой группе капитальности (нормативный срок службы не истек) и представлены традиционными конструктивными решениями и строительными материалами.
За последние 20 лет построено 47 новых железнодорожных вокзалов, при этом 18% вокзалов, находящихся в ведении ДЖВ, были построены более 100 лет назад. Средний возраст железнодорожных вокзалов составляет 57 лет.
Периодическое освидетельствование технического состояния конструкций и инженерного оборудования в масштабах ДЖВ не выполнялось, поэтому данные о конкретных количественных характеристиках технического состояния каждого железнодорожного вокзала отсутствуют.
Вместе с тем обследование инженерных коммуникаций 40 крупнейших железнодорожных вокзалов, проведенное в соответствии с распоряжением ОАО"РЖД" от 03.11.2006 институтом ОАО "Росжелдорпроект" в IV квартале 2006 года и в I квартале 2007 года, показало в целом высокую степень физического износа коммуникаций и несущих конструкций, доходящего в отдельных случаях до 50-60% (в терминах государственного технического учета износ 60% соответствует категории состояния "ветхое").
В целях выявления потребности в инвестициях для подготовки среднесрочной инвестиционной программы ДЖВ на 2008-2010 годы был проведен оперативный анализ технического состояния железнодорожных вокзалов, который выявил следующее:
1) 48,9% железнодорожных вокзалов (158 из 323) не оснащено оборудованием резервного электропитания;
2) наблюдается крайне низкий уровень обеспеченности железнодорожных вокзалов специальными машинами и оборудованием. Так, например, из имеющихся в наличии в ДЖВ 180 ед. уборочной техники 126 прослужили около 18 лет при среднем сроке службы 10 лет; 22% внутреннего оборудования железнодорожных вокзалов (эскалаторы и лифты) выработали нормативный срок эксплуатации; 38,5% пассажирских платформ требуют капитального ремонта (справка о состоянии пассажирских платформ ДЖВ на 01.01.2008);
3) из 323 железнодорожных вокзалов ДЖВ оборудовано охранно-пожарной сигнализацией (АУПС) только 190 (60%). На 126 (39%) железнодорожных вокзалах необходимо установить систему охранно-пожарной сигнализации вновь, на 28 - требуется провести капитальный ремонт оборудования, на 39 - необходимо провести модернизацию и замену оборудования;
4) системой пожаротушения (АУПТ) оборудованы помещения только на 43 (13%) железнодорожных вокзалах;
5) санитарное состояние части железнодорожных вокзалов не соответствует современным требованиям по минимальному санитарно-гигиеническому уровню.
Таким образом, рассмотрение основных эксплуатационных характеристик железнодорожных вокзалов позволяет сделать следующие выводы:
- в целом по сети железнодорожных вокзалов отсутствует централизованная система управления эксплуатацией, в т.ч. долгосрочное и среднесрочное планирование, отсутствуют единые системы обеспечения безопасности и пожаротушения;
- ремонт осуществляется в отношении небольшой части подвергнувшихся разрушению в результате аварий элементов;
- текущее эксплуатационное состояние отдельных конструктивных элементов железнодорожных вокзалов является критическим;
- объем накопленных ремонтных и аварийных работ (отложенный ремонт) и моральный износ в ряде случаев делают их выполнение экономически нецелесообразным по сравнению с полной заменой конструктивных элементов и инженерного оборудования;
- требует существенного совершенствования система отбора организаций, выполняющих комплекс работ по санитарному содержанию железнодорожных вокзалов, прежде всего в направлениях повышения ответственности подрядных организаций в договорах на оказание услуг и выполнение работ и предъявления более высоких квалификационных требований при их конкурсном отборе;
- объем накопленного износа основных фондов требует привлечения дополнительных источников финансирования для восстановления зданий железнодорожных вокзалов, сооружений и технологических сетей до проектного технико-эксплуатационного состояния.