В ходе реализации реформы на железнодорожном транспорте Советом директоров ОАО "РЖД" 3 марта 2006 года было принято решение о создании филиала в составе ОАО "РЖД" для обеспечения работы железнодорожных вокзалов - Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (далее - ДЖВ). С 1 апреля 2007 года ДЖВ начала свою работу, объединив 16 региональных дирекций железнодорожных вокзалов.
В настоящее время фактическая численность ДЖВ составляет 13176 чел., или 94,8% от штатной численности.
Укомплектованность Дирекции персоналом характеризуются следующими данными:
- руководители - 97% (штат - 881 чел., факт - 855 чел.);
- специалисты - 98% (штат - 1240 чел., факт - 1218 чел.);
- служащие - 102% (штат - 3869 чел., факт - 3939 чел.);
- рабочие кадры - 90% (штат - 7953 чел., факт - 7115 чел.).
Кадровый состав Дирекции достаточно молодой, работники пенсионного возраста составляют лишь 9%.
Количество руководителей в возрасте до 30 лет - 68 чел. (8%), а достигших пенсионного возраста - 50 чел. (6%).
Вместе с тем высшее образование имеют лишь 16% работников Дирекции (2,1 тыс.чел.), из них 676 руководителей (80% от общей численности руководителей), 641 специалист (53%), 533 служащих (14%).
В целом по Дирекции остаются вакантными 20 должностей руководителей, в т.ч. номенклатуры ОАО "РЖД" - 9 должностей, номенклатуры ДЖВ - 11 должностей.
В ведение ДЖВ переданы 323 железнодорожных вокзала, или 6% от общего количества вокзалов российской сети железных дорог, которые обслуживают 83% пассажиров по отправлению в дальнем следовании. Площадь указанных железнодорожных вокзалов составляет около 60% всех вокзальных площадей.
Из 323 железнодорожных вокзалов 47 относятся к внеклассным, 31 - к первому, 106 - ко второму и 133 - к третьему классам. Здания и сооружения в составе объектов недвижимого имущества железнодорожных вокзалов ДЖВ насчитывают 2295 объектов (887 зданий и 1408 сооружений).
Общая площадь железнодорожных вокзалов, находящихся в ведении ДЖВ, составляет 1211602 м.
Остаточная стоимость основных средств железнодорожных вокзалов по состоянию на 1 июля 2008 года составляет 52134 млн.руб.
Использование имущества железнодорожных вокзалов в настоящее время осуществляется по следующим направлениям:
- обслуживание потребителей и пользователей железнодорожных вокзалов (70%);
- размещение железнодорожных и сторонних организаций на безвозмездной основе (15%);
- сдача в аренду (9%).
Следует отметить, что использование имущества железнодорожных вокзалов осуществляется неэффективно. Так, например, не в полной мере реализован потенциал железнодорожных вокзалов по предоставлению пустующих помещений в аренду*, а сами процессы управления сдачей в аренду помещений до конца не упорядочены. До настоящего времени в практику управления имуществом железнодорожных вокзалов не внедрены единые принципы обязательного применения рыночной ставки арендной платы** и ее регулярного пересмотра на основании результатов независимой оценки ее размера в соответствующем регионе. Не определены принципы конкурсного отбора арендаторов, учитывающие, в т.ч. предварительную оценку качества представляемых арендаторами услуг и их влияния на имидж железнодорожного вокзала. При этом не проведена полная инвентаризация имущества железнодорожных вокзалов, в т.ч. для целей его коммерческого использования, включая сдачу в аренду.
________________
* Неиспользуемое имущество железнодорожных вокзалов, в т.ч. потенциально пригодное для сдачи в аренду, составляет около 6%.
** Проведенные исследования показывают, что, несмотря на коммерчески привлекательное расположение большинства железнодорожных вокзалов в центре городов, средняя используемая ставка арендной платы за 1 м(2) коммерческой площади железнодорожных вокзалов в год в несколько раз ниже применяемого среднего рыночного размера арендной платы для торговых площадей в местах нахождения железнодорожных вокзалов.
Кроме того, не обеспечивается активное вовлечение имущества железнодорожных вокзалов в хозяйственный оборот, в т.ч. в инвестиционную деятельность, что во многом обусловлено незавершенностью процессов пообъектной государственной регистрации прав на входящие в производственно-технологические комплексы железнодорожных вокзалов объекты недвижимого имущества.
Таким образом, существующая система управления железнодорожными вокзалами и практика использования имущества не в полной мере реализует имеющийся экономический потенциал железнодорожных вокзалов, что отрицательно сказывается на развитии железнодорожных вокзалов и финансовых результатах деятельности вокзального хозяйства в целом.