Недействующий

О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 19
Федерального закона "О статусе военнослужащих"


Действующая редакция абзаца второго пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает, что детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке могут предоставляться места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности.

Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, реализуя Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования переданы на местный уровень, осуществили передачу дошкольных образовательных учреждений в ведение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Так, к примеру, на всем пространстве дислокации Тихоокеанского флота к настоящему времени из 74 дошкольных образовательных учреждений осталось лишь 17 в закрытых гарнизонах на 1561 штатное место.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, не могут и не должны (кроме закрытых военных гарнизонов) своими силами и средствами обеспечивать детей военнослужащих местами в детских дошкольных образовательных учреждениях.

В то же время, военная служба предполагает частые перемены военнослужащими и членами их семей мест жительства. В этой связи данная категория граждан оказывается ограниченной по отношению к другим гражданам в праве на общую доступность дошкольного образования, так как не имеет возможности одновременно с другими гражданами осуществить необходимые действия по получению места для содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Статьи 1 и 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предписывают государству в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, предоставлять им социальные гарантии и компенсации. При этом они должны быть закреплены в законах и иных нормативных правовых актах.

Данный проект федерального закона как раз и закрепляет в законодательной форме такую социальную гарантию, как первоочередной порядок предоставления детям военнослужащим мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Решение этой задачи приобретает особую актуальность в связи с тем, что ограничение доступности дошкольного образования касается, прежде всего, членов семей офицеров войскового звена (до майора (капитана 3 ранга) включительно), прапорщиков (мичманов), солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту.

По оценке Минздравсоцразвития России 30,6% домохозяйств именно этих категорий военнослужащих находятся за "чертой бедности". Среди младших офицеров 41,3% - не женаты, 19% - женаты, но не имеют детей. Количество бездетных военнослужащих за период с 2003 по 2006 год выросло с 35% до 46%.

Такая ситуация не обеспечивает в рамках Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов тип простого воспроизводства населения и негативно влияет на демографическую ситуацию в стране в целом. По выводу Минздрасоцразвития России, основная причина сложившегося положения дел состоит в том, что военнослужащие, особенно в возрасте до 30 лет, не в состоянии содержать свои семьи.

Одним из способов частичного разрешения проблемы является создание условий для трудоустройства супругов военнослужащих, в том числе и посредством обеспечения доступности для их детей дошкольных образовательных учреждений.