ПИСЬМО
от 31 декабря 2008 года N 10407-ТГ
О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 913 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет разъяснения некоторых вопросов формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год (далее - территориальная программа государственных гарантий), согласованные с Министерством финансов Российской Федерации (от 30.12.2008 N 12-07-06/4503).
1. Субъект Российской Федерации приложением к территориальной программе государственных гарантий утверждает стоимость территориальной программы государственных гарантий по форме, приведенной в приложении 1.
2. Установленные объемы медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, должны включать в том числе объемы деятельности по реализации национального проекта "Здоровье" и обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами и служат основой для формирования государственного (муниципального) задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Нормативы объема медицинской помощи, в том числе предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), указываются в текстовой части территориальной программы государственных гарантий.
3. При формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год и при определении объема финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования следует учитывать численность работников организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населения закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с медицинской помощью работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, оказываемой медицинскими учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета и средств обязательного медицинского страхования по тарифам, размер которых определяется в субъектах Российской Федерации тарифными соглашениями.
4. Порядок разработки и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий по выполнению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств ОМС, а также контроль за их реализацией осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией".
5. Первичная медико-санитарная помощь предоставляется преимущественно муниципальными учреждениями здравоохранения, включая:
- амбулаторно-поликлинические учреждения и другие медицинские организации или их соответствующие структурные подразделения, в том числе в образовательных учреждениях дошкольного и школьного типов. Единицей объема является посещение (амбулаторная медицинская помощь);
- больничные учреждения и другие медицинские организации или их соответствующие структурные подразделения. Единицей объема является койко-день (стационарная медицинская помощь). В случаях оказания медицинской помощи в приемном отделении, а также консультативно-диагностических услуг, не требующих госпитализации, в диагностических и лечебных отделениях стационара больницы, при условии наблюдения за состоянием здоровья пациентов до шести часов после проведенных лечебно-диагностических мероприятий, единицей объема является посещение. При этом нормативы нагрузки и порядок учета посещений должны регламентироваться нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения;
- дневные стационары всех типов. Единицей объема является пациенто-день.
Объемы первичной медико-санитарной помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, кроме посещений, связанных с заболеваниями, включают профилактические осмотры населения (кроме контингентов граждан, подлежащих соответствующим медицинским осмотрам, порядок проведения которых регламентируется законодательством Российской Федерации), дополнительную медицинскую помощь, а также посещения специалистов со средним медицинским образованием, которые ведут самостоятельный амбулаторный прием в соответствии с нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.
6. Неотложная медицинская помощь предоставляется преимущественно в муниципальных учреждениях здравоохранения или их соответствующих структурных подразделениях. Единицей объема является посещение учреждения здравоохранения и на дому.
Для экономического обоснования расходов на неотложную медицинскую помощь рекомендуется использовать усредненные показатели в расчете на одного жителя в год: 0,96 посещения, в том числе 0,9 посещения учреждений здравоохранения и 0,06 посещения на дому. Расчетные показатели объема неотложной медицинской помощи входят в установленный норматив - 9,198 посещения и подушевой норматив финансового обеспечения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год (далее - Программа) - 7633,4 рубля.
Расчетная стоимость одного посещения в среднем (включая затраты на медикаменты и изделия медицинского назначения) - 323,0 рубля, в том числе 229,0 рублей в учреждении здравоохранения и 1169,4 рубля на дому (включая затраты на содержание парка автомобилей и транспортные расходы). Оплата неотложной медицинской помощи осуществляется за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС. При этом тариф по ОМС на посещение в связи с оказанием неотложной медицинской помощи на дому не включает затраты на содержание парка автомобилей и транспортные расходы. Затраты, не включенные в тариф ОМС, осуществляются за счет бюджетных ассигнований местного бюджета.
7. Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), предоставляется учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной систем здравоохранения. Единицей объема является вызов.
8. Специализированная медицинская помощь предоставляется преимущественно в государственных специализированных амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских специализированных организациях или их соответствующих структурных подразделениях, больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая дневные стационары всех типов.
Единицами объема данного вида медицинской помощи являются посещение, койко-день, пациенто-день соответственно условиям предоставления.
9. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 913.
10. Объемы медицинской помощи рекомендуется корректировать с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций.
При определении размера установленных Правительством Российской Федерации нормативов принято следующее соотношение детей (в возрасте от нуля до семнадцати лет включительно) и взрослых: 22% (коэффициент 0,22) и 78% (коэффициент 0,78) соответственно.
Рекомендуемые нормативы объема медицинской помощи в расчете на 1000 жителей необходимо прежде всего корректировать с помощью поправочных коэффициентов, учитывающих особенности демографического состава населения субъекта Российской Федерации.
Поправочные коэффициенты рассчитываются путем деления удельного веса (в % или долях единицы) численности детей и взрослых в структуре населения территории на соответствующие показатели по Российской Федерации.
Например, если в структуре населения субъекта Российской Федерации дети составляют 20% и взрослые - 80%, то поправочные коэффициенты составят:
0,91 для детского (20/22 = 0,91) и 1,03 для взрослого населения (80/78 = 1,03)
Для получения скорректированных расчетных нормативов числа койко-дней для взрослых и детей данной территории необходимо найти произведение соответствующих данных таблицы 2.1 приложения 2 (Рекомендуемые объемы стационарной медицинской помощи для взрослых и детей) на поправочные коэффициенты (таблица 1).