Недействующий

Об участии граждан в охране общественного порядка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"Об участии граждан в охране общественного порядка"


Проект федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" направлен на восполнение пробелов в законодательном регулировании на федеральном уровне правовых основ участия граждан в охране общественного порядка.

Законопроектом предлагается реализовать ряд важных конституционных положений, имеющих значение для вовлечения населения в процесс охраны общественного порядка.

Охрана общественного порядка, это та сфера, в которой ежедневно пересекаются интересы практически всех граждан страны. Без поддержания спокойствия, правопорядка в общественных местах невозможно нормальное функционирование государственных и общественных институтов. Поэтому важно, чтобы в поддержании такого спокойствия участвовали сами граждане.

Вместе с тем состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах далеко от совершенства. За последние 5 лет в Российской Федерации обозначились негативные тенденции в динамике криминальных проявлений в местах массового пребывания граждан. До начала 2008 года ежегодно регистрировался прирост уличной преступности от 10% до 15%. В структуре уличных преступлений свыше 70% составляют корыстно-насильственные проявления (кражи, грабежи, разбойные нападения). За последние годы их количество возросло почти в 3 раза.

За период с января по сентябрь 2008 года органами внутренних дел зарегистрировано более 460 тыс. преступлений, совершенных в общественных местах, выявлено более 1 млн. 700 тыс. фактов мелкого хулиганства, более 2 млн. случаев распития в общественных местах спиртных напитков, алкогольной и спиртосодержащей продукции, более 4 млн. фактов появления граждан в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность виде.

Анализ функционирования общественных объединений, принимающих участие в обеспечении правопорядка, показывает, что на территории Российской Федерации действует более 34 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых составляет более 363 тыс. человек, в том числе в 17,4 тысячах народных дружин _ около 214 тыс. человек, в 872 казачьих дружинах _ 45,4 тыс. человек. Членами общественных объединений во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел проводится работа по поддержанию общественного порядка на улицах и в других общественных местах, по предупреждению и пресечению административных правонарушений, раскрытию преступлений. С их участием в год раскрывается около 40 тыс. преступлений, выявляется свыше 400 тыс. административных правонарушений. Основными направлениями деятельности указанных общественных объединений являются: участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, на транспортных магистралях, в местах массового отдыха граждан, при проведении массовых культурных и спортивных мероприятий; содействие правоохранительным органам в борьбе с отдельными видами преступлений; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности; участие в природоохранных мероприятиях, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства; помощь правоохранительным органам в выполнении задач по поддержанию правопорядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, и др.

В настоящее время вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентированы не связанными друг с другом федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами более чем 50 субъектов Российской Федерации (законы об участии граждан в охране общественного порядка приняты в Волгоградской области, Удмуртской Республике, Ростовской области, Республике Саха (Якутия), Саратовской области, Камчатской области, Республике Дагестан, Алтайском крае, Белгородской области, Санкт-Петербурге, Орловской области, Республике Башкортостан, Курской области и др.).

Положения законопроекта о полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка отдают приоритет в организации этих процессов органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Именно на этом уровне законопроектом предлагается возможность создания органов координации деятельности народных дружин (штабов). Тем не менее, законопроектом устанавливается и достаточная компетенция федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые вырабатывают и реализуют государственную политику по вопросам участия граждан в охране общественного порядка; организуют привлечение граждан к реализации государственной политики в области охраны общественного порядка; осуществляют меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка; разрабатывают и реализуют федеральные и ведомственные целевые программы по участию граждан в охране общественного порядка; рассматривают гражданские инициативы в области охраны общественного порядка, имеющие общероссийское значение; оказывают правовую, социальную, информационную, методическую и иную поддержку гражданам, их объединениям, участвующим в охране общественного порядка; поощряют граждан, участвующих в охране общественного порядка; реализуют другие меры по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Концепция законопроекта исходит из того, что участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в трех основных формах, представляющих собой:

самостоятельную защиту гражданами прав и законных интересов в сфере общественного порядка, когда граждане вправе принимать меры, не противоречащие законодательству, по самозащите прав и свобод в сфере охраны общественного порядка, а также обращаться с предложениями по вопросам охраны общественного порядка в органы, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка;

объединение граждан в целях охраны общественного порядка, предполагающее участие граждан в деятельности общественных объединений, формирований общественной самодеятельности, а также в деятельности народных дружин;

участие граждан в работе органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка, выражающееся в содействии органам внутренних дел и другим органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, либо в сотрудничестве на внештатной основе с органами внутренних дел.

В законопроекте раскрываются названные формы участия граждан в охране общественного порядка. Так, граждане могут участвовать в деятельности общественных объединений, задачами которых является участие в охране общественного порядка и оказание содействия органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, а также формирований общественной самодеятельности, которые в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей, участвуют в охране общественного порядка исключительно на территории дворов, подъездов, на придомовой территории или по месту нахождения собственности.

Содействие органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, выражается в их информировании о правонарушениях и угрозах общественному порядку, а также в участии в мероприятиях по охране общественного порядка и в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных советов, проводимых данными органами.

Внештатное сотрудничество с органами внутренних дел предполагает долговременное и добровольное участие граждан в охране общественного порядка под непосредственным руководством должностных лиц данных органов.

По мнению разработчиков, формой реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения по охране общественного порядка, предусмотренных статьей 132 Конституции Российской Федерации, в современных условиях должно быть их наделение полномочиями по созданию и руководству народными дружинами, а также по координации деятельности формирований общественной самодеятельности.

В законопроекте подробно регламентируется порядок создания и организации деятельности народных дружин, деятельности формирований общественной самодеятельности, взаимодействия их с органами внутренних дел.

Принятие законопроекта позволит включить в обеспечение правопорядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан, создать условия для самозащиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка, будет способствовать наведению должного правопорядка в общественных местах.

При подготовке законопроекта учтены положения современного зарубежного законодательства, которое предоставляет множество возможностей по улучшению сотрудничества между полицией и населением. Так, индивидуальное участие граждан в охране правопорядка может осуществляться в виде долгосрочного сотрудничества в рамках института добровольных помощников полиции, а также как одномоментная помощь, выражающаяся в сообщении полиции о противоправном поведении, о замеченных подозрительных предметах и подозрительных лицах (Германия, США и др.). Среди коллективных форм участия за рубежом используются такие формы, как создание пунктов по обеспечению правопорядка и предупреждению преступности (Япония), формирование полицейского резерва (помощников) (США), организация патрулирования общественных мест, создание добровольных дружин и иных общественных формирований правоохранительной направленности (Белоруссия, Великобритания, США, Эстония и др.), сотрудничество с частными охранными предприятиями (Перу) и др.

Реализация требований представленного проекта федерального закона не потребует дополнительного финансового обеспечения из средств федерального бюджета.

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка