Недействующий

     

Проект N 146414-5

     
Вносится
депутатами Государственной Думы
Васильевым В.А., Абельцевым С.Н.,
Волковым А.Н., Гудковым Г.В.,
Гуровым А.И., Илюхиным В.И.,
Колесниковым В.И., Москальковой Т.Н.,
Розуваном А.М., Чернявским В.С.,
членами Совета Федерации
Александровым А.И., Трофимовым Е.Н.,
Федоровым В.И., Чекалиным А.А.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

Об участии граждан в охране общественного порядка

     

     

Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


Предметом правового регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в охране общественного порядка.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) охрана общественного порядка - деятельность по защите жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, других прав и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, общественно опасных событий, совершаемых или происходящих в общественных местах;

2) общественное место - улицы, стадионы, скверы, парки, общественный транспорт и другие места общего пользования, где возможно нахождение граждан;

3) органы, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка - органы внутренних дел, иные государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие охрану общественного порядка в соответствии с федеральным законом.

Статья 3. Правовые основы участия граждан в охране общественного порядка


Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в их исполнение иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

Статья 4. Принципы участия граждан в охране общественного порядка


Основными принципами участия граждан в охране общественного порядка являются:

1) законность;

2) приоритетность защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) право каждого на самозащиту от правонарушений всеми способами, не запрещенными законом;

4) взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления;

5) недопустимость подмены полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 5. Ограничения, связанные с участием граждан  в охране общественного порядка

1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников и работников органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе привлекать граждан для содействия указанным органам в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка

1. Федеральные органы государственной власти в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на участие в охране общественного порядка в пределах своих полномочий:

1) организуют привлечение граждан к реализации государственной политики в области охраны общественного порядка;

2) вырабатывают и реализуют государственную политику по вопросам участия граждан в охране общественного порядка;

3) осуществляют меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка;

4) разрабатывают и реализуют федеральные и ведомственные целевые программы по участию граждан в охране общественного порядка;

5) рассматривают гражданские инициативы в области охраны общественного порядка, имеющие общероссийское значение;

6) оказывают правовую, социальную, информационную, методическую и иную поддержку гражданам, их объединениям, участвующим в охране общественного порядка;

7) поощряют граждан, участвующих в охране общественного порядка;

8) реализуют другие меры по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов местного самоуправления по решению населением вопросов местного значения по охране общественного порядка в пределах своих полномочий:

1) участвуют в выработке государственной политики в области охраны общественного порядка, привлекают граждан к реализации государственной политики в области охраны общественного порядка на территории субъекта Российской Федерации;

2) участвуют в выработке и реализуют государственную политику по вопросам участия граждан в охране общественного порядка;

3) осуществляют на основе и в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации меры по совершенствованию нормативного правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка;

4) разрабатывают, принимают и реализуют региональные целевые программы по участию граждан в охране общественного порядка, а также участвуют в реализации соответствующих федеральных целевых программ;

5) рассматривают гражданские инициативы в области охраны общественного порядка, имеющие региональное значение;

6) оказывают правовую, социальную, информационную, методическую и иную поддержку гражданам, их объединениям, участвующим в охране общественного порядка;

7) поощряют граждан, участвующих в охране общественного порядка, используют иные формы стимулирования их участия в охране общественного порядка;

8) реализуют другие меры по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Органы местного самоуправления в целях создания условий для участия населения муниципального образования в охране общественного порядка в пределах своих полномочий:

1) разрабатывают предложения органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки участия граждан, их объединений в охране общественного порядка;

2) привлекают граждан, их объединения к реализации государственной политики в области охраны общественного порядка на территории муниципального образования;

3) принимают муниципальные правовые акты, регулирующие участие граждан в охране общественного порядка;

4) разрабатывают, принимают и выполняют муниципальные целевые программы по участию граждан в охране общественного порядка, а также участвуют в реализации соответствующих федеральных и региональных целевых программ;

5) оказывают правовую, социальную, информационную и методическую поддержку гражданам, их объединениям, участвующим в охране общественного порядка;

6) рассматривают гражданские инициативы в области охраны общественного порядка, имеющие местное значение;

7) обобщают и распространяют положительный опыт участия граждан в охране общественного порядка;

8) взаимодействуют по вопросам участия граждан в охране общественного порядка на территории муниципальных образований с органами внутренних дел, другими органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка;

9) поощряют граждан, участвующих в охране общественного порядка, используют иные формы стимулирования их участия в охране общественного порядка;

10) ведут учет народных дружин и формирований общественной самодеятельности, участвующих в охране общественного порядка на территории муниципального образования;

11) реализуют предусмотренные законодательством Российской Федерации другие меры по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка.

Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по привлечению граждан к охране общественного порядка

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и входящие в его систему органы внутренних дел Российской Федерации дополнительно к полномочиям, указанным в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:

1) обеспечивают на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка и общественной безопасности разработку общей стратегии государственной политики в области охраны общественного порядка и участия в ее реализации граждан;

2) обобщают практику применения законодательства Российской Федерации и разрабатывают на этой основе меры по совершенствованию участия граждан в охране общественного порядка;

3) привлекают на добровольной основе граждан к проводимым ими мероприятиям по охране общественного порядка;

4) принимают в пределах полномочий меры по обращениям граждан о нарушениях общественного порядка и организуют устранение причин и условий их совершения;

5) оказывают содействие в работе народных дружин, создаваемых органами местного самоуправления;

6) осуществляют в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сотрудничество с гражданами в целях охраны общественного порядка;

7) обеспечивают в соответствии с законодательством Российской Федерации личную безопасность граждан, участвующих в охране общественного порядка;

8) оказывают правовую, методическую и иную помощь гражданам и народным дружинам, участвующим в охране общественного порядка;

9) реализуют в соответствии с законодательством Российской Федерации иные полномочия по обеспечению прав граждан на участие в охране общественного порядка.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и входящие в его систему органы внутренних дел Российской Федерации вправе включать граждан с их согласия в состав координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советы, комиссии).

Глава 2. Основные формы участия граждан в охране общественного порядка

     

Статья 8. Реализация права граждан на участие  в охране общественного порядка

1. Каждый гражданин вправе участвовать в охране общественного порядка самостоятельно или совместно с другими гражданами.

2. Граждане, самостоятельно участвуя в охране общественного порядка, вправе:

1) принимать меры, не противоречащие законодательству, по самозащите своих прав и свобод в сфере общественного порядка;

2) содействовать органам внутренних дел, другим органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка;

3) сотрудничать на внештатной основе с органами внутренних дел, другими органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка;

4) обращаться с предложениями по вопросам охраны общественного порядка в органы, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка;

5) принимать участие в соответствии с федеральным законом в общественном контроле деятельности органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка.

3. Граждане, объединяясь в целях охраны общественного порядка, вправе:

1) участвовать в деятельности общественных объединений, задачами которых является участие в охране общественного порядка;

2) создавать самодеятельные группы граждан (далее  формирования общественной самодеятельности) для решения задач охраны общественного порядка по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения своей собственности;

3) участвовать в деятельности народных дружин.

4. Нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами могут предусматриваться другие, не противоречащие федеральным законам, формы реализации права граждан на участие в охране общественного порядка.

Статья 9. Принятие гражданами мер по самозащите прав  и законных интересов в сфере общественного порядка

1. В целях самозащиты прав и законных интересов в сфере общественного порядка граждане вправе:

1) обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»