Недействующий

О внесении изменений в статьи 10, 33 и 38 Федерального закона "О рекламе"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 10, 33 и 38 Федерального закона "О рекламе"


Проект федерального закона обеспечивает создание условий для развития такого эффективного механизма доведения до населения информации, направленной на достижение общественно-полезных целей и обеспечение интересов государства, каковым является социальная реклама.

Во-первых, законопроект устанавливает механизмы наиболее эффективного определения направления расходования средств бюджетов различных уровней бюджетной системы на социальную рекламу. То есть предполагается, что поскольку социальная реклама является лишь одним из инструментов в арсенале государства и муниципалитетов, обеспечивающих достижение общественно-полезных целей, важно ее использование именно там и именно на тех информационных (рекламных) носителях, где другие  механизмы не работают или менее эффективны. Законопроект закрепляет порядок определения тем и предполагаемых способов распространения социальной рекламы. Очевидно, что данные нормы действуют только для социальной рекламы, производство и распространение которой осуществляется за счет бюджетных средств. Важной новацией является привлечение Федеральной Антимонопольной службы, осуществляющей функцию контроля за соблюдением законодательства в сфере рекламы,  к решению проблемы качественной социальной рекламы.

Во-вторых, одной из серьезных причин, по которым изготавливаемая социальная реклама не доходит до зрителя, является низкое качество роликов и плакатов социальной рекламы, способное скорее вызвать отторжение зрителя нежели привлечь его внимание к проблеме или заставить задуматься о затрагиваемой проблеме. Поэтому законопроект определяет механизмы, позволяющие выставлять единообразные и профессиональные требования  к качеству роликов, плакатов и других  видов исполнения социальной рекламы, финансируемых за счет бюджетов, уже на стадии подготовки конкурcной документации. Предлагаемый механизм позволит избежать напрасных трат на создание некачественной социальной рекламы и обеспечит ее доведение до конечного потребителя - зрителя.

В-третьих, принимая во внимание необходимость договорного и возмездного оказания услуг по производству и распространению социальной рекламы, одной из задач, которые решает законопроект является четкое описание механизмов взаимодействия рекламодателей и рекламораспространителей социальной рекламы, исключающих злоупотребления с каждой из сторон и позволяющих доводить социальную рекламу до населения в то время, когда она может привлечь внимание наиболее массовой аудитории.

Так законопроект определяет порядок очередности заключения договоров на распространение социальной рекламы исходя из порядка поступления обращений рекламодателей к рекламораспространителям и ценовой предел распространения социальной рекламы.

В качестве общего правила фиксируется обязанность рекламораспространителей социальной рекламы в теле- и радиоэфире размещать такую рекламу с 6 до 24 часов. Исключения из этого правила устанавливаются законопроектом и составляют исчерпывающий перечень. То есть исходя из того, что основная аудитория  социальной рекламы - дневная,  рекламодатель - орган власти  и рекламораспространитель не могут договориться о размещении социальной рекламы в ночном эфире; это делается для того, чтобы исключить возможность превращения социальной рекламы в механизм, пригодный для "отмывания" бюджетных денег.

При этом законопроект предоставляет рекламораспространителю, как лицу, ответственному не только за доведение социальной рекламы до сведения конечного потребителя, но и за единство эфирной политики теле- и радиопрограммы, определенные гарантии его прав по контролю качества такой рекламы.  

Законопроект определяет правила прерывания социальной рекламой теле- и радиопрограмм и передач с целью недопущения создания условий для того, чтобы социальная реклама стала раздражающим фактором и перестала восприниматься позитивно.

В-четвертых, законопроект содержит ряд уточняющих положений в части 3 и 4 статьи 10 Федерального закона "О рекламе", направленных на устранение неточностей формулировок. Такие изменения позволят решить проблему двойного толкования норм закона, которое затрудняет сегодня их полноценное применение. Также такие изменений сократят возможности для обхода норм законодательства для недобросовестных рекламодателей, как это имеет место сегодня, когда рекламодатели вопреки общему запрету на указание на физические и юридические лица в социальной рекламе, обозначают себя в качестве спонсоров социальной рекламы и легально размещают информацию о себе в социальной рекламе. Тем самым социальная реклама по факту становится обычной коммерческой рекламой. Такое положение дел недопустимо.

В целом, законопроект позволяет сформировать правовое поле для создания и распространения качественной социальной рекламы в интересах государства и общества, регламентировать цивилизованные правоотношения между Рекламодателями, Рекламопроизводителями и Рекламораспространителями социальной рекламы,  а также  обеспечить присутствие социальной рекламы в медиапространстве.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка