Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от ___________ N _______
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О приграничном сотрудничестве
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами регулирует правовые отношения в сфере приграничного сотрудничества в Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) приграничное сотрудничество - составная часть международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, представляющая собой согласованную с партнерами из сопредельных государств деятельность, направленную на социально-экономическое развитие территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации, повышение благосостояния населения этих территорий, укрепление взаимовыгодных и дружественных связей приграничных субъектов Российской Федерации и приграничных муниципальных образований с субъектами сопредельных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями сопредельных государств;
2) участники приграничного сотрудничества в Российской Федерации - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления приграничных муниципальных образований в пределах своей компетенции, а также юридические и физические лица, которые участвуют в приграничном сотрудничестве в рамках, предусмотренных законодательством;
3) приграничные субъекты Российской Федерации - субъекты Российской Федерации, территории которых прилегают к государственной границе Российской Федерации;
4) приграничные муниципальные образования - расположенные в приграничных субъектах Российской Федерации муниципальные образования, территории которых прилегают к государственной границе Российской Федерации, а также поселения, территории которых не прилегают к государственной границе Российской Федерации, но входят в состав приграничных муниципальных районов;
5) территория приграничного сотрудничества Российской Федерации - часть территории приграничного субъекта Российской Федерации в границах приграничных муниципальных образований и административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к государственной границе Российской Федерации. В международных договорах Российской Федерации могут быть определены иные территории Российской Федерации, являющиеся территориями приграничного сотрудничества Российской Федерации.
Правовую основу приграничного сотрудничества составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Основными принципами приграничного сотрудничества являются:
1) осуществление приграничного сотрудничества на основе международных договоров Российской Федерации и соглашений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований о приграничном сотрудничестве;
2) обеспечение интересов Российской Федерации в приграничном сотрудничестве;
3) разграничение полномочий в сфере приграничного сотрудничества между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления приграничных муниципальных образований;
4) скоординированность действий участников приграничного сотрудничества;
5) ненанесение ущерба экономическим и иным интересам Российской Федерации при осуществлении приграничного сотрудничества;
6) учет особенностей территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств, в том числе характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей, а также интересов национальной безопасности Российской Федерации.
Основными задачами приграничного сотрудничества являются:
1) социально-экономическое развитие территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации, повышение благосостояния населения этих территорий;
2) развитие доверительных и добрососедских отношений между органами власти, деловыми кругами, жителями территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств;
3) расширение и укрепление экономических, культурных и гуманитарных связей приграничных субъектов Российской Федерации, приграничных муниципальных образований с субъектами сопредельных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями сопредельных государств;
4) обеспечение поддержки соотечественников, проживающих на приграничных территориях сопредельных государств;
5) создание условий для совместного решения экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств.
Приграничное сотрудничество может осуществляться в следующих формах:
1) подкомиссии, рабочие группы и иные органы по развитию приграничного сотрудничества в рамках межгосударственных (межправительственных, межведомственных) органов по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству;
2) совместные координирующие органы по приграничному сотрудничеству и рабочие группы при них, созданные органами государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации с органами власти субъектов сопредельных федеративных государств, административно-территориальных образований сопредельных государств, органами местного самоуправления приграничных муниципальных образований и органами местного самоуправления сопредельных государств;
3) заключенные в установленном порядке:
а) международные договоры о приграничном сотрудничестве Российской Федерации с сопредельными государствами;
б) соглашения о приграничном сотрудничестве приграничных субъектов Российской Федерации с субъектами сопредельных федеративных государств или административно-территориальными образованиями сопредельных государств;
в) соглашения о приграничном сотрудничестве органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований с органами местного самоуправления сопредельных государств;
4) встречи, консультации, мероприятия, а также другие действия, осуществляемые органами государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации совместно с органами власти субъектов сопредельных федеративных государств, административно-территориальных образований сопредельных государств, органами местного самоуправления приграничных муниципальных образований совместно с органами местного самоуправления сопредельных государств.
Приграничное сотрудничество может осуществляться по следующим направлениям:
1) сотрудничество в приграничной торговле, которое осуществляется между российскими юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации, и иностранными юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничных территориях сопредельных государств, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;
2) сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств, в том числе:
а) сотрудничество в сфере создания совместных предприятий;
б) взаимное обеспечение информацией по вопросам инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций;
в) установление регулярных связей между хозяйствующими субъектами на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств, заключение договоров в целях привлечения инвестиций в сферы промышленной и сельскохозяйственной кооперации, строительства, финансов, обмена технологиями и в другие сферы, не противоречащие законодательству Российской Федерации и режимам, установленным на приграничных территориях сопредельных государств;
г) сотрудничество в сферах градостроительного планирования и развития территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств с учетом их природно-ресурсного потенциала, социально-экономической, миграционной и экологической обстановки, уровня развития инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры, сохранения историко-архитектурного и культурного наследия;
д) совместная разработка градостроительных и коммунальных программ на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств, скоординированных по времени, задачам и по их правовому обеспечению;
е) проведение научно-исследовательских работ по социально-экономическому планированию и развитию территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств;
3) сотрудничество в области транспорта и связи, в том числе:
а) содействие обеспечению необходимых условий для беспрепятственного функционирования всех видов транспорта на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузов, включая транзит, а также созданию таможенных складов и терминалов;
б) осуществление взаимного обмена информацией по вопросам транспорта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и совместная организация функционирования автомобильных и железных дорог, морских и речных портов, оптимизация работы общественного транспорта, согласование проектов по строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и взаимное участие в этих проектах;
в) совместное развитие информационных сетей, в том числе телефонных, телеграфных, компьютерных, и создание совместных баз данных;
4) сотрудничество в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, в том числе:
а) проведение политики, направленной на соблюдение интересов Российской Федерации при совместном решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов, оказанием взаимной помощи в чрезвычайных ситуациях, реализацией международных договоров о санитарной охране территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств;
б) своевременное взаимное обеспечение информацией о заразных болезнях животных и эпизоотической ситуации, совместное проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий, осуществление экстренных мер по ликвидации заболеваний животных на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств;
в) совместная разработка месторождений полезных ископаемых на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств, а также предупреждение переноса вредных отходов по земле, воздуху и водным потокам;
г) совместное решение вопросов в области охраны и рационального использования водных объектов, расположенных на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств;
д) содействие соответствующим уполномоченным органам в осуществлении экологического контроля на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств, реализации природоохранных программ и проектов;
е) реализация согласованных проектов землепользования на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств, создание особо охраняемых природных территорий и акваторий (национальных парков, заповедников и других) в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации и режимам, установленным на приграничных территориях сопредельных государств;
5) сотрудничество в правоохранительной деятельности, в том числе:
а) совместные действия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
б) осуществление взаимодействия в сферах охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, экологической безопасности, борьбы с организованной преступностью и терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств;
6) сотрудничество в сферах регулирования миграции населения, включая маятниковую миграцию приграничных трудящихся, и регулирование рынка труда, в том числе:
а) упрощение режима пересечения жителями территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств государственной границы и их временного пребывания;
б) разработка совместных мер по регулированию миграционных потоков, обмен информацией о порядке пересечения государственной границы жителями территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств;
в) взаимодействие в области регулирования рынка труда на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств, учет особенностей рынка труда, а также соблюдение трудового законодательства Российской Федерации и трудового законодательства сопредельных государств;
г) обмен информацией и выработка мер по противодействию нелегальной миграции на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств;
7) научное и гуманитарное сотрудничество, в том числе:
а) сотрудничество в области здравоохранения, создание условий для взаимного предоставления медицинской помощи и признание документов медицинского страхования, обмен информацией о состоянии санитарно-эпидемиологической обстановки, ведение динамического наблюдения за состоянием инфекционной заболеваемости на территориях приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территориях сопредельных государств, осуществление совместных действий по предотвращению опасных инфекционных заболеваний, обмен медицинским персоналом с целью повышения его квалификации;
б) разработка и реализация совместных научных и научно-технических программ и проектов;
в) развитие партнерских связей между образовательными учреждениями: обмен обучающимися и научно-педагогическими работниками, разработка образовательных программ с учетом специфики территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств, взаимодействие при изучении и преподавании языков и истории культуры народов Российской Федерации и сопредельных государств;
г) участие в реализации международных проектов и программ по вопросам молодежной политики, поддержка и развитие всех форм молодежных обменов;
д) создание благоприятных условий для духовного развития населения территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств, включая национальные меньшинства и этнические общности, издание книг, путеводителей и атласов, публикация статей, содействие культурному обмену, организация праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных соревнований, краеведческих и исторических исследований;