Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей"



Представленный законопроект направлен на создание правовых барьеров для недобросовестных заявителей при государственной регистрации   юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы) в целях недопущения случаев регистрации так называемых "фирм-однодневок", а также пресечения  случаев внесения изменений в учредительные документы с целью "захвата" организаций.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) основанием для осуществления регистрации является представление документов, предусмотренных данным Законом.  При этом  регистрирующий орган не вправе  требовать  от  заявителя представление иных документов, а также проводить проверку их достоверности.

Такая ситуация приводит к тому, что недобросовестные заявители представляют для государственной регистрации недостоверные и подложные документы, на основании которых осуществляется как регистрация  организаций, так и регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, что приводит к возникновению "фирм-однодневок", осуществляющих одну или несколько сделок, а также  к хищению имущества, в том числе в рамках "корпоративных войн", "недружественных поглощений", а также при переделе собственности.

По данным Управления федеральной налоговой службы по Челябинской области, за весь период осуществления функции государственной регистрации юридических лиц (с 1 июля 2002 года) в Челябинской области зарегистрированы 8304 "фирмы-однодневки", что составляет 9,4 процента от общего числа зарегистрированных юридических лиц.

Налоговыми органами Челябинской области (далее - налоговые органы) за указанный период установлены 36 случаев "захвата" организаций. При этом только в  11 случаях заинтересованными лицами были поданы заявления в Арбитражный суд Челябинской области и приняты соответствующие решения  о запрете проведения регистрационных действий.  В остальных  случаях налоговые органы, имея информацию  о недостоверности представленных заявителем сведений, а также  данных о возможном "захвате" организации,  вынуждены были произвести процедуру регистрации, не имея  на законодательном уровне рычагов воздействия на недобросовестных заявителей.

Все это в конечном итоге приводит к снижению поступлений в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации за счет "недружественного поглощения" организаций одного региона головными организациями,  зарегистрированными в других регионах, а также за счет изменения профиля работы организаций.

В целях исключения таких случаев законопроектом предлагается дополнить Закон новой статьей, предусматривающей процедуру приостановления государственной регистрации при появлении у регистрирующего органа оснований, свидетельствующих о недостоверности представленных сведений, а также в случае подачи заинтересованным лицом заявления о приостановлении государственной регистрации.

Кроме того, Законом не предусмотрено представление документов, подтверждающих:

формирование уставного капитала юридического лица, что приводит к существованию организации с неоплаченным уставным капиталом;

местонахождение юридического лица, указанного в учредительных документах, что позволяет учредителям указывать любое местонахождение, даже по несуществующему адресу, и приводит к осложнению поиска данного юридического лица как налоговыми органами, так и кредиторами.

В результате возникают организации  для совершения одной или нескольких сделок,  которые, не заплатив в бюджет  налоги,  исчезают.

В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается   дополнить перечень документов, представляемых при государственной регистрации, документом, подтверждающим формирование на момент государственной регистрации уставного капитала, а также документом, подтверждающим размещение организации по указанному в представленных документах адресу.

Существующие нормы Закона  не позволяют регистрирующим органам принимать решения об отказе в государственной регистрации в случае представления заявителем документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства, в случае размещения организации по несуществующему адресу,  назначения   дисквалифицированного лица лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также при назначении руководителем создаваемой организации лица, являющегося  руководителем организации, не представляющей в налоговые органы налоговую отчетность в течение одного года.

Все это крайне негативно сказывается на криминальной  обстановке в стране, способствуя процветанию незаконной деятельности в области незаконного оборота алкогольной продукции, наркотических средств и других запрещенных законодательством видов деятельности.

Поэтому   законопроектом предлагается расширить перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации.

При этом все предлагаемые законопроектом изменения  не создадут административных барьеров для предпринимателей,  целью которых  является действительное осуществление производства продукции,  оказание услуг населению, а не сиюминутное получение прибыли от незаконной деятельности.