Представленный законопроект направлен на создание правовых барьеров для недобросовестных заявителей при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы) в целях недопущения случаев регистрации так называемых "фирм-однодневок", а также пресечения случаев внесения изменений в учредительные документы с целью "захвата" организаций.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) основанием для осуществления регистрации является представление документов, предусмотренных данным Законом. При этом регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя представление иных документов, а также проводить проверку их достоверности.
Такая ситуация приводит к тому, что недобросовестные заявители представляют для государственной регистрации недостоверные и подложные документы, на основании которых осуществляется как регистрация организаций, так и регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, что приводит к возникновению "фирм-однодневок", осуществляющих одну или несколько сделок, а также к хищению имущества, в том числе в рамках "корпоративных войн", "недружественных поглощений", а также при переделе собственности.
По данным Управления федеральной налоговой службы по Челябинской области, за весь период осуществления функции государственной регистрации юридических лиц (с 1 июля 2002 года) в Челябинской области зарегистрированы 8304 "фирмы-однодневки", что составляет 9,4 процента от общего числа зарегистрированных юридических лиц.
Налоговыми органами Челябинской области (далее - налоговые органы) за указанный период установлены 36 случаев "захвата" организаций. При этом только в 11 случаях заинтересованными лицами были поданы заявления в Арбитражный суд Челябинской области и приняты соответствующие решения о запрете проведения регистрационных действий. В остальных случаях налоговые органы, имея информацию о недостоверности представленных заявителем сведений, а также данных о возможном "захвате" организации, вынуждены были произвести процедуру регистрации, не имея на законодательном уровне рычагов воздействия на недобросовестных заявителей.
Все это в конечном итоге приводит к снижению поступлений в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации за счет "недружественного поглощения" организаций одного региона головными организациями, зарегистрированными в других регионах, а также за счет изменения профиля работы организаций.
В целях исключения таких случаев законопроектом предлагается дополнить Закон новой статьей, предусматривающей процедуру приостановления государственной регистрации при появлении у регистрирующего органа оснований, свидетельствующих о недостоверности представленных сведений, а также в случае подачи заинтересованным лицом заявления о приостановлении государственной регистрации.
Кроме того, Законом не предусмотрено представление документов, подтверждающих:
формирование уставного капитала юридического лица, что приводит к существованию организации с неоплаченным уставным капиталом;
местонахождение юридического лица, указанного в учредительных документах, что позволяет учредителям указывать любое местонахождение, даже по несуществующему адресу, и приводит к осложнению поиска данного юридического лица как налоговыми органами, так и кредиторами.
В результате возникают организации для совершения одной или нескольких сделок, которые, не заплатив в бюджет налоги, исчезают.
В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается дополнить перечень документов, представляемых при государственной регистрации, документом, подтверждающим формирование на момент государственной регистрации уставного капитала, а также документом, подтверждающим размещение организации по указанному в представленных документах адресу.
Существующие нормы Закона не позволяют регистрирующим органам принимать решения об отказе в государственной регистрации в случае представления заявителем документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства, в случае размещения организации по несуществующему адресу, назначения дисквалифицированного лица лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также при назначении руководителем создаваемой организации лица, являющегося руководителем организации, не представляющей в налоговые органы налоговую отчетность в течение одного года.
Все это крайне негативно сказывается на криминальной обстановке в стране, способствуя процветанию незаконной деятельности в области незаконного оборота алкогольной продукции, наркотических средств и других запрещенных законодательством видов деятельности.
Поэтому законопроектом предлагается расширить перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации.
При этом все предлагаемые законопроектом изменения не создадут административных барьеров для предпринимателей, целью которых является действительное осуществление производства продукции, оказание услуг населению, а не сиюминутное получение прибыли от незаконной деятельности.