Достижение цели 4 означает формирование прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему, расширения доступа российских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки, усиления роли России в формировании международной транспортной политики и превращения экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.
Реализация указанной цели предполагает прежде всего создание конкурентоспособных на мировом уровне транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в цепях поставок на базе интеллектуальных транспортных систем. Для этого необходимы мониторинг рынка экспорта транспортных услуг, изучение преимуществ конкурентов, выработка комплекса мероприятий по улучшению технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, планирование их развития и согласование в рамках международного сотрудничества по транспортным коридорам.
Интеграция с международным транспортным пространством в первую очередь может быть эффективно реализована в рамках Единого экономического пространства, а также стран Шанхайской организации сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Организации черноморского экономического сотрудничества и сотрудничества с Европейским Союзом. Одним из перспективных путей реализации этой инициативы является формирование контейнерных и контрейлерных маршрутов. Кроме этого, интеграция в мировое транспортное пространство предполагает развитие международного сотрудничества с другими международными транспортными организациями и торговыми партнерами России, расширение участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, а также в крупных международных транспортных проектах. Предполагается также разработка и ввод в действие соответствующих механизмов государственного регулирования, мотивирующих создание национальных и интернациональных конкурентоспособных транспортных компаний.
Увеличение доли участия российских транспортных организаций в общем объеме экспортных и импортных перевозок грузов, а также грузов между третьими странами требует разработки и реализации соответствующих законодательных и других методов регулирования, обеспечивающих конкурентоспособность российского транспорта.
В целях увеличения поступления валютных средств от экспорта транспортных услуг с учетом международного опыта и экономических интересов по защите транспортных услуг на национальном и международном рынках предполагается проработать законодательные нормативы, предусматривающие:
преимущественный (а в некоторых случаях исключительный) допуск российских перевозчиков к перевозке грузов для нужд государства, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также стратегических грузов;
преимущества национальных перевозчиков и экспедиторов перед зарубежными при инвестировании в строительство объектов на территории России, а также при транспортировке сырьевых запасов, в том числе осваиваемых в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Индикаторы первого уровня достижения этой цели включают:
экспорт транспортных услуг, в том числе по видам транспорта;
перевозки транзитных грузов через территорию России различными видами транспорта и долю перевалки транзитных грузов в российских морских портах в общем объеме перевалки транзитных грузов.
Индикаторы второго уровня достижения этой цели предусматривают следующие дополнительные характеристики присутствия России на международном рынке транспортных услуг и реализации ее транзитного потенциала:
доля российских экспортных и импортных грузов в объеме перевозок морским транспортным флотом под российским флагом;
объем транзитных перевозок по Транссибирской магистрали;
доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов;
суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Россией, в том числе под российским флагом.
Значения индикаторов достижения цели 4 приведены в приложении N 3 к Транспортной стратегии.