В целях формирования единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры необходимо решить следующие основные задачи:
формирование и ведение транспортно-экономического баланса страны и планирование развития транспортной инфраструктуры на его основе;
сбалансированное развитие интегрированной инфраструктуры транспортных коммуникаций всех видов транспорта;
развитие крупных транспортных узлов, логистических товарораспределительных центров, "сухих портов" и терминалов на основных направлениях перевозок и на стыках между видами транспорта, а также обеспечение их единой технологической совместимости;
ликвидация разрывов и "узких мест" транспортной сети, ограничивающих ее пропускную способность;
увеличение пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры, в том числе создание инфраструктуры скоростного и высокоскоростного движения;
развитие транспортных систем крупных городских агломераций;
создание единой системы и информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта, грузовладельцев и других участников транспортного процесса, а также таможенных и государственных контрольных органов;
освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры.
Для реализации задачи внедрения системы стратегического планирования развития транспортной отрасли на основе формирования и ведения транспортно-экономического баланса предусматривается в период до 2020 года:
сформировать модель транспортно-экономического баланса;
создать систему статистического учета на транспорте для ведения транспортно-экономического баланса;
создать систему ведения транспортно-экономического баланса и обеспечения ее постоянного функционирования;
создать систему прогнозирования и транспортного планирования на основе транспортно-экономического баланса и проводить постоянную актуализацию их параметров.
Создание системы ведения транспортно-экономического баланса страны и системы транспортного планирования на его основе обеспечит оптимизацию затрат на развитие транспортной инфраструктуры при удовлетворении растущего спроса на перевозки.
Решение задачи сбалансированного развития интегрированной инфраструктуры транспортных коммуникаций всех видов транспорта предусматривает:
развитие единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;
обеспечение нормативного содержания сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения прежде всего на стыкующихся направлениях;
развитие и обеспечение нормативного содержания железнодорожной сети, инфраструктуры внутренних водных путей, аэродромной сети и аэронавигационной системы;
создание инфраструктурных условий перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный и морской транспорт, а также поощрение строительства терминалов, ориентированных на переключение грузопотоков на внутренний водный транспорт;
развитие Северного морского пути;
создание новых объектов транспортной инфраструктуры для комплексного освоения новых территорий и месторождений;
совершенствование топологии транспортной сети - создание прямых транспортных связей между крупными центрами социально-экономического развития и переход в перспективе к сетевой структуре с большим количеством альтернативных связей.
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:
на железнодорожном транспорте - расширение полигона обращения тяжеловесных поездов, специализация отдельных линий для преимущественно грузовых или пассажирских перевозок, закрытие малодеятельных линий и станций или определение источников их финансирования, строительство новых железнодорожных линий для создания инфраструктурных условий для комплексного освоения новых территорий и месторождений, модернизация искусственных сооружений и пути, не соответствующих современным стандартам и требованиям, государственное финансирование строительства и реконструкции магистральных железнодорожных линий, имеющих принципиальное значение для экономики и безопасности государства;
в дорожном хозяйстве - строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального и регионального значения, включая строительство транспортных развязок, а также доведение к 2019 году объемов выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения до уровня, обеспечивающего приведение транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог в соответствие с требованиями нормативных документов;
на морском транспорте - развитие инфраструктуры Северного морского пути, строительство новых портов и перегрузочных комплексов для комплексного освоения новых территорий и месторождений;
на внутреннем водном транспорте - переход до 2018 года на полное финансирование за счет средств федерального бюджета содержания внутренних водных путей по нормативам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также создание инфраструктурных условий перераспределения грузопотоков с наземных на внутренний водный транспорт;