В целях обеспечения интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны необходимо решить следующие основные задачи:
создание конкурентоспособных транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в цепях поставок;
обеспечение конкурентоспособности российской транспортной системы на глобальном уровне;
содействие увеличению участия российских транспортных организаций в перевозках российских экспортных и импортных грузов;
содействие развитию экспорта транспортных услуг за счет обслуживания грузов иностранных грузовладельцев;
интеграция в международное транспортное пространство в рамках Единого экономического пространства, а также в рамках Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Организации Черноморского экономического сотрудничества и сотрудничества с Европейским союзом;
развитие хабовых технологий международных перевозок пассажиров;
создание интеллектуальных транспортных систем на международных транспортных коридорах с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий планирования и управления транспортными потоками на транспортных коридорах.
Решение задачи создания конкурентоспособных транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в цепях поставок предусматривает:
организационно-технологическую и информационную интеграцию железнодорожных, портовых, пограничных и таможенных систем, участвующих в транзитных перевозках (в том числе с использованием Транссиба);
интеграцию системы перевозок по внутренним водным путям в систему перевозок грузов между государствами Центральной и Южной Азии, Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими государствами, с другой стороны;
создание условий для увеличения объемов транзитных пролетов авиакомпаний третьих стран по транссибирским, трансполярным, кроссполярным и другим маршрутам воздушного пространства России, соединяющим Европу с Восточной и Юго-Восточной Азией, а также Северную Америку с Южной и Юго-Восточной Азией;
разработку и реализацию мер государственной поддержки развития комплексных транспортно-логистических и интеллектуальных технологических систем управления цепями поставок товаров на транспортных коридорах, обеспечивающих конкурентоспособную коммерческую скорость движения товарных потоков;
развитие механизмов и бизнес-структур, обеспечивающих формирование сквозных услуг на транспортных коридорах, оптимальное взаимодействие всех участников цепи поставок товаров, включая таможенные и пограничные службы.
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:
в транспортном комплексе - совершенствование государственного регулирования в сфере осуществления экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов, создание информационных систем взаимодействия участников процессов поставки товаров по транспортным коридорам, координации их работы, мониторинга и управления товародвижением, а также развитие транспортно-логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров;
на железнодорожном транспорте - повышение гибкости тарифов на транзитные перевозки, упрощение процедур пересечения границ, приоритетная расшивка "узких мест" транспортных коридоров, а также консолидация усилий железнодорожных компаний стран Единого экономического пространства по развитию транзита;
на морском транспорте - поддержание конкурентоспособного уровня портовых сборов и тарифов, интеграция информационных систем;
на воздушном транспорте - развитие систем аэронавигационного обслуживания и увеличение количества аэродромов, категорированных по метеоминимумам Международной организации гражданской авиации, для их использования в качестве запасных аэродромов при осуществлении перелетов между Азией и Европой, а также Северной Америкой и Азией.
Создание конкурентоспособных транспортных коридоров должно перейти от стадии развития их сетевой инфраструктуры и отдельных транспортно-логистических центров к этапу технологической интеграции, созданию систем координации бизнес-процессов и управления в цепях поставок товаров. Решение указанной задачи позволит улучшить ключевые качественные характеристики международных коридоров, проходящих по территории России, повысить их конкурентоспособность по сравнению с альтернативными сухопутными, морскими и воздушными маршрутами. Возрастет эффективность транзитных перевозок грузов, перевозок внешнеторговых грузов, а также перевозок пассажиров в международном сообщении.
Решение задачи обеспечения конкурентоспособности российской транспортной системы на глобальном уровне предусматривает:
мониторинг рынка экспорта транспортных услуг и изучение преимуществ основных внешних конкурентов;
мотивирование структурной модернизации транспортно-логистических систем в целях повышения их конкурентоспособности (в том числе за счет развития услуг по перевозке контейнерных и контрейлерных грузов в международном сообщении);
мотивирование создания национальных и интернациональных транспортно-логистических компаний, конкурентоспособных на мировом рынке;
совершенствование методов государственного регулирования тарифов, связанных с внешнеторговыми и транзитными перевозками. Создание механизмов координации тарифной политики поставщиков услуг в интересах привлечения дополнительных грузопотоков в направлениях международных транспортных коридоров, а также поддержание портовых сборов и тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность портов;
обеспечение свободного доступа профессиональной рабочей силы к рынку транспортных услуг в случаях, когда это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
Повышение конкурентоспособности российских поставщиков транспортных услуг на мировых рынках и рост экспорта транспортных услуг являются приоритетами транспортной политики России.
Развитие экспорта транспортных услуг является столь же важной составляющей национального продукта России, как и экспорт товаров. Рост объемов экспорта транспортных услуг предполагается обеспечить как за счет увеличения физических объемов перевозок пассажиров и грузов российскими транспортными компаниями, так и за счет повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг, а также за счет расширения доступа к перевозкам пассажиров и грузов между третьими странами. Одной из ключевых мер в этой области должна стать государственная поддержка создания крупной национальной транспортно-логистической компании, конкурентоспособной на мировом рынке.