В основу разработки параметров долгосрочного прогноза положены следующие предпосылки:
развитие транспортного комплекса в долгосрочном периоде во всех сценариях рассматривается как один из ключевых факторов динамики экономического роста;
при сохранении главных функций транспортного комплекса масштабы, направления и стратегия его развития должны носить опережающий характер по сравнению с параметрами социально-экономического развития страны в целом. Только при таком подходе транспорт не будет фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие;
обеспечение качественно иного уровня мобильности населения является важной задачей. Среди современных вызовов, на которые должен ответить национальный транспортный комплекс, особое место занимает доступность (пространственная и ценовая) транспортных услуг для населения, которая пока неадекватна потребностям рыночной экономики и обусловлена недостаточным развитием транспортной инфраструктуры;
проблема повышения конкурентоспособности товаров и услуг для экономики России является ключевой на современном этапе развития. В этой связи транспорт должен рассматриваться как активный фактор формирования конкурентоспособности товаров и услуг национальной экономики;
открытость национального транспортного рынка предъявляет новые требования к комплексному развитию транспортной инфраструктуры, снятию ограничений, связанных с низким уровнем развития транспортно-логистических услуг и информационных технологий;
необходимость существенного роста производительности труда на транспорте, связанная с прогнозируемой стабилизацией общей численности населения страны при сокращении численности населения в трудоспособном возрасте и умеренным повышением роли миграционного фактора, требует создания новых эффективных рабочих мест с высокой производительностью труда. Рост производительности труда становится ключевым параметром для обеспечения устойчивого экономического роста в условиях ограниченности предложения на рынке труда.
Рост реальной заработной платы к 2030 году в 2,1-2,5 раза при одновременном снижении уровня бедности в стране с 12,7 процента до 7-8 процентов будет стимулировать дальнейшее повышение не только количественного, но и качественного спроса на транспортные услуги со стороны населения, прежде всего на скоростные перевозки. С ростом благосостояния населения потребуется опережающее развитие общественного пассажирского транспорта, особенно в крупных городских агломерациях.
Увеличение спроса на грузовые перевозки будет обусловлено развитием основных грузообразующих отраслей экономики России. К 2030 году по сравнению с 2011 годом прогнозируется рост выпуска продукции черной и цветной металлургии, строительных материалов, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Важнейшим фактором, определяющим динамику развития черной и цветной металлургии, станет рост поставок на внутренний рынок, что обусловлено ограничением роста экспорта целым рядом факторов, к числу которых относится замедление роста мирового спроса на металлургическую продукцию и, как следствие, усиление конкуренции на мировых рынках (в первую очередь со стороны Китая).
Аналогичная тенденция будет наблюдаться и в нефтяной промышленности. При небольшом росте добычи нефти (до 512-517 млн. тонн) увеличатся объемы ее поставок на переработку (до 256 млн. тонн). При увеличении внутреннего спроса экспорт нефтепродуктов сократится до 104 млн. тонн.
Рост объемов производства в основном будет связан с увеличением выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Прогнозируется увеличение производства и экспорта сжиженного природного газа.
Развитие лесопромышленного комплекса будет ориентировано на удовлетворение внутреннего спроса и значительное наращивание экспорта.
Рост выпуска сельскохозяйственной продукции будет во многом определяться реализацией государственной политики, направленной на создание условий для масштабного импортозамещения к 2020 году, а также на обеспечение устойчивого мощного экспортно ориентированного зернового хозяйства. Прогнозируется рост выпуска продукции животноводства вследствие роста концентрации производства. По мере развития сельского хозяйства будет улучшаться баланс торговли продовольственными товарами.
Негативное влияние на развитие транспорта будет оказывать рост цен на энергоносители. До 2020-2024 годов будет завершено формирование новых механизмов ценообразования на товары и услуги, производимые (предоставляемые) в инфраструктурных секторах экономики, в результате уровень внутренних цен на энергоносители (электроэнергию, газ) приблизится к мировому уровню, хотя и сохранится определенное ценовое преимущество для российских потребителей.
Повышение регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки грузов в основном будет приближено к инфляции в связи с высокой долей транспортной составляющей в конечных ценах и снижением конкурентоспособности отечественных товаров. Сдерживающее влияние на рост оплаты стоимости перевозки грузов окажет государственное регулирование инфраструктурной составляющей тарифа и конкуренция перевозчиков в рамках Таможенного союза.
Перспективы развития транспортного комплекса на период до 2030 года сформулированы с учетом тенденций и ограничений в его развитии, которые не были устранены, а некоторые из них еще более обострились.
Сценарные варианты развития транспортной системы России на период до 2030 года разработаны в 2 вариантах - базовом (консервативном) и инновационном.