Недействующий

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. о необходимости формирования Совета Федерации только из числа лиц, избранных в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительные органы муниципальных образований.

Законопроектом предлагается исключить из части второй статьи 1 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (далее -Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации) такое требование к кандидату для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации, как необходимость его проживания не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение).

Законопроектом предусматривается, что кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования (далее - депутаты), расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

В соответствии с законопроектом избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан сложить полномочия депутата.

В связи с этим вносятся корреспондирующие изменения в ряд статей   Федерального   закона   о   порядке   формирования   Совета Федерации. Так, кандидат для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязан, помимо документов, указанных в статье 7 Федерального закона, представить в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации заявление с обязательством в случае его избрания (назначения) членом Совета Федерации сложить полномочия депутата и прекратить иную деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации. Также уточняется редакция части второй статьи 8 указанного Федерального закона.

Поскольку в статье 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 189-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" регулируется вопрос распространения действия нормы о сроке проживания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации на различные категории граждан, между тем как соответствующая норма части второй статьи 1 Федерального закона законопроектом исключена, статья 2 указанного Федерального закона признается утратившей силу.

По тем же причинам предусматривается признать утратившим силу Федеральный закон от 2 октября 2008 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

В соответствии с действующей нормой части третьей статьи 5 Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации указ (постановление) высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

С учетом того что законопроектом предусматривается возможность рассмотрения кандидатур для избрания (назначения) в Совет Федерации исключительно из числа депутатов, во избежание усиления законодательной власти и обеспечения соблюдения баланса законодательной и исполнительной ветвей государственной власти часть третью статьи 5 Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации предлагается признать утратившей силу.

В целях исключения возможности неправомерного вмешательства Совета Федерации в решение вопроса о полномочиях членов Совета Федерации и учитывая, что кандидатуры в состав Совета Федерации будут отбираться из числа граждан, прошедших процедуру публичного избрания и представляющих не только органы государственной власти субъекта Российской Федерации, но и непосредственно его население, законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть первую статьи 9 Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации. В соответствии с ней полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня его избрания (назначения) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий со дня подтверждения получения Советом Федерации документов, предусмотренных статьей 8 данного Федерального закона.

По указанным мотивам законопроектом вносятся соответствующие изменения в часть первую статьи 3 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть вторую статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с ней для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации не требуется представление Председателя Совета Федерации. Новой реакцией части четвертой указанной статьи предусматривается, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации, телеграммой уведомляет Совет Федерации о своем решении.

Вступление в силу данного федерального закона предусматривается с 1 января 2011 г.

В целях обеспечения стабильности и преемственности в работе Совета Федерации статьей 4 законопроекта предусматривается установить, что члены Совета Федерации, избранные (назначенные) до дня вступления в силу данного федерального закона, продолжают осуществлять свои полномочия после его вступления в силу впредь до избрания (назначения) нового члена Совета Федерации -представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка