Недействующий

Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации ... (с изменениями на 14 декабря 2009 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Комплексная модернизация высшего профессионального образования

Необходимо предпринять дальнейшие шаги по повышению доступности и качества высшего профессионального образования, его инновационному развитию. Основными направлениями деятельности в этой сфере являются следующие.

Первое - совершенствование образовательных программ и технологий.

В образовательных программах особое внимание будет уделено развитию творческих способностей и профессиональных компетентностей, эффективному применению получаемых знаний, умению решать проблемы, формированию навыков участия в сложно организованной проектной работе и способности ориентироваться в условиях быстрой смены технологий. Будет сделан упор на внедрение современных образовательных технологий, значительное увеличение доли практических занятий и тренингов по отношению к традиционным лекционным курсам. Будет внедрена система общественно-профессиональной аккредитации программ.

Предстоит обеспечить внедрение уровневых программ, а также их переход на модульно-кредитную систему с целью предоставления учащимся возможности самостоятельно определять свою образовательную траекторию.

Завершится переход на двухуровневую систему "бакалавриат магистратура" с учетом особенностей образовательного процесса. Это увеличит мобильность студентов, расширит возможности по выбору вуза для получения профессионального образования.

Второе - создание конкурентной среды высшего образования.

Будет оптимизирована сеть высших учебных заведений за счет концентрации ресурсов для оплаты услуг, предоставляемых вузами-лидерами, и формирования системы федеральных и национальных исследовательских университетов. К 2012 году предстоит обеспечить государственную поддержку не менее 10-15 ведущих научно-образовательных центров, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы. Одновременно ужесточатся лицензионные и аккредитационные требования к вузам для отсева учебных заведений, не способных обеспечить современное качество университетского образования. Часть таких учебных заведений будет трансформирована в учебные центры профессиональной квалификации с соответствующим набором программ прикладного бакалавриата.

Активизируется работа по внедрению нормативно-подушевых механизмов оплаты образовательных услуг с одновременным переводом образовательных учреждений в форму автономных учреждений. По программам бакалавриата введение нормативно-подушевого механизма оплаты услуг начнется уже с 2010 года.

Третье - повышение доступности высшего образования.

Будут выработаны эффективные механизмы государственной поддержки образовательного кредитования студентов, обеспечивающие доступность как образовательных кредитов для студентов, получающих платное образование, так и кредитов для всех нуждающихся в них студентов на сопутствующие обучению расходы. Внедрение образовательного кредита будет содействовать обеспечению доступности высшего профессионального образования и развитию конкуренции между высшими учебными заведениями.

Расширится практика использования целевого капитала в интересах развития вузов. Будут созданы дополнительные условия для участия бизнеса в формировании учебных программ, управлении вузами, формировании независимых рейтингов вузов по специальностям.

Для преподавателей и студентов будут разработаны и реализованы программы академической мобильности, как внутренней, так и международной.

Существенно возрастет стипендиальный фонд в учреждениях образования. При этом определение размера стипендии и ее получателя будет осуществляться исходя из принципа адресности. Предстоит качественно улучшить ситуацию с обеспечением учащихся и студентов общежитиями.