1. Настоящее Руководство устанавливает единые порядок и условия организации и ведения лесопатологических обследований на землях лесного фонда.
2. Настоящее Руководство разработано в соответствии с положениями следующих документов:
- статей 55, 57, 60, 91 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278);
- статей 3, 6, 8, 13-18, 20, 23, 24, 30, 31 Правил санитарной безопасности в лесах (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414);
- статьи 7б Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 385);
- раздела 24 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки (Приказ МПР Российской Федерации от 6 апреля 2007 года N 77);
- пункта 6.16.2 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений (Приказ МПР Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 106);
- пункта 4 Порядка представления и правила внесения документированной информации в государственный лесной реестр (Приказ МПР Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 189).
3. Лесопатологическое обследование (далее - ЛПО) проводится с целью планирования и обоснования мероприятий по защите лесов.
4. В процессе ЛПО производится:
- оценка текущего санитарного (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологического (степень повреждения, поражения вредными организмами) состояния лесов;
- определение границ повреждений леса;
- учет численности вредителей и распространенности болезней.
5. ЛПО обеспечиваются уполномоченным федеральным органом иполнительной власти и уполномоченными органами иполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.
6. Проведение ЛПО не может быть возложено на лица, использующие леса.
7. В зависимости от задач и организационных форм проведения ЛПО подразделяются на оперативные и текущие.
8. Оперативные обследования имеют своей целью проверку информации о появлении вредных организмов или иных повреждений лесов, полученной по листкам сигнализации, оценку состояния популяций вредных насекомых до начала истребительных мероприятий (контрольные лесопатологические обследования). Оперативные обследования организуются лесничествами (лесопарками).
9. Текущие обследования имеют своей целью инвентаризацию (оценку состояния, площадей, границ) очагов вредных организмов; выборочные обследования насаждений для выявления потенциальных очагов вредителей и болезней леса, в том числе обследование лесных земель, подлежащих облесению, на зараженность вредителями и болезнями; обследование участков леса, ослабленных различными неблагоприятными факторами. Текущие обследования обеспечиваются уполномоченными органами.
10. ЛПО осуществляются наземным и дистанционным способами.
11. Уполномоченные органы размещают заказы на выполнение ЛПО в порядке, установленном Лесным кодексом (статьи 78-80).
12. Заказчиками на выполнение работ по ЛПО (далее - Заказчики) выступают:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых передано в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
13. Исполнителями работ являются организации, в установленном порядке выигравшие конкурс (далее - Исполнители).