9. СОМ планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий.
10. Основанием для планирования СОМ являются:
- результаты лесопатологических обследований,
- данные лесопатологического мониторинга,
- проект освоения лесов.
11. Необходимость включения того или иного лесного участка в план СОМ определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности.
12. Планирование СОМ производится в виде годового плана и поквартальных планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту в порядке, установленном пунктами 8-14 "Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроки их действия и порядка внесения в них изменений" (Приказ МПР Российской Федерации N 106 от 19 апреля 2007 года). В планы-корректировки включаются СОМ в лесных участках, не вошедших в лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов.
13. Форма плана-корректировки приведена в приложении 1. Планирование проводится по видам СОМ на основании материалов по форме приложений 2-3.
14. После утверждения планов-корректировок к лесохозяйственному регламенту, в установленном порядке вносятся изменения в проекты освоения лесов.
15. Сведения о видах и объемах СОМ планируемых к проведению лицами, использующими леса на основании договора аренды, отражаются в подаваемой ежегодно Лесной декларации.
16. К плану-корректировке, содержащему мероприятия по сплошным и выборочным санитарным рубкам, прикладываются следующие документы:
- акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка или акт приемки работ по лесопатологическому обследованию;
- сводная ведомость поврежденных, расстроенных и погибших лесных участков и пробных площадей, заложенных в них для обоснования СОМ (приложение 3);
- выкопировка из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и расположения пробных площадей.
17. В проекте освоения лесов и в лесохозяйственном регламенте санитарно-оздоровительные мероприятия предусматриваются не более, чем на 3 года с момента их утверждения.
18. Если в результате массовой гибели лесов на территории объявлен режим чрезвычайной ситуации, в соответствии с решением комиссии по чрезвычайной ситуации допускается планирование санитарных рубок по результатам дешифрирования аэрокосмической съемки высокого разрешения или материалам авиалесопатологической таксации.
19. Все планы СОМ утверждаются органами, обеспечивающими их проведение.
20. При распределении объемов СОМ по кварталам года учитывается степень и время повреждения насаждений, биология древесной породы, вредных насекомых и возбудителей заболеваний. Во избежание распространения инфекции, санитарные рубки следует проводить преимущественно в зимний период.
21. В районах, где в результате стихийных бедствий, массовых лесных пожаров, размножения вредных насекомых, распространения болезней и т.п. произошло повреждение и усыхание лесов на значительной площади, планы всех видов заготовки древесины корректируются с целью первоочередной разработки поврежденных насаждений.
22. Выкладка ловчих деревьев планируется в действующих очагах стволовых вредителей.
23. В лесах с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 свыше 40 Ки/км или стронцием свыше 3 Ки/км санитарно-оздоровительные мероприятия не проводятся. В лесах с меньшим уровнем радиоактивного загрязнения почвы санитарно-оздоровительные мероприятия назначаются и проводятся на общих основаниях, но заготавливаемая при этом древесина используется, если уровень ее радиоактивного загрязнения не превышает допустимые нормы (Приказ МПР России от 17.04.2007 N 101).
24. При необходимости экономического обоснования проведения СОМ используется расчет ущерба в соответствии с приложением 4.