Недействующий

О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие ...


Законодательное Собрание
Ростовской области

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


На N 01.132 от 24 сентября 2007 г.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
, вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Ростовской области


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.

Статьей 1 законопроекта предусматривается дополнить статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации новым пунктом, в соответствии с которым от налогообложения освобождаются суммы, направленные на погашение части задолженности по жилищным займам (кредитам) в случае рождения ребенка, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом "д" пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" статья 217 Кодекса дополнена пунктом 36, согласно которому не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Это положение вступает в силу с 1 января 2008 г.

Законопроект не устанавливает форму предоставления средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Если такие суммы являются субсидиями, предоставленными в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" из средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то следует иметь ввиду, что на основании пункта 1 "Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", субсидии на приобретение и (или) строительство жилого помещения включают в себя субсидии, направленные на компенсацию части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями, и предоставляемые при рождении (усыновлении) ребенка. Таким образом, введение в статью 217 Кодекса указанного нового пункта нецелесообразно.

Статьей 2 законопроекта предлагается внести в статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" изменение, предусматривающее распространение положений пунктов 35 и 36 статьи 217 Кодекса на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Следует учитывать, что в соответствии с действующей редакцией подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса при исчислении суммы налога на доходы физических лиц налогоплательщик может получить имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 млн. рублей, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Эта норма применяется и в тех случаях, когда оплата указанных расходов произведена за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Положения пункта 36 статьи 217 Кодекса об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц таких субсидий вводятся одновременно с исключением возможности получения имущественного налогового вычета в случае, если оплата таких расходов произведена за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Таким образом, с 1 января 2008 г. вместо механизма вычета расходов, произведенных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, будет применяться механизм освобождения доходов в виде сумм указанных субсидий от обложения налогом на доходы физических лиц.

В случае распространения положений пункта 36 статьи 217 Кодекса на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г., возникнет ситуация, при которой налогоплательщик, уже воспользовавшийся имущественным налоговым вычетом с указанных сумм, может одновременно заявить о возврате налога, уплаченного в 2003 - 2007 годах с сумм субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Вместе с тем одновременное освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении сумм субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, полученных физическим лицом за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и предоставление по ним имущественного налогового вычета Кодексом не предусмотрено.

Кроме того, реализация положений законопроекта приведет к выпадению части доходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, между тем в сопроводительных к законопроекту материалах источники и механизм компенсации выпадающих доходов не предусмотрены.

При рассмотрении статей 2 и 3 законопроекта следует учитывать пункт 4 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
     А.Жуков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка