Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов СССР" обусловлена необходимостью совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав включены в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основная задача указанных комиссий - осуществление в пределах своей компетенции мер по защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних практически во всех сферах жизнедеятельности, предупреждению их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Это соответствует Конвенции ООН о правах ребенка, иным международным правовым актам, ратифицированным Российской Федерацией, в которых реализуется признанный на международном уровне принцип приоритетности государственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В действующих нормах статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливающей основные направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, правозащитные, контрольные и координирующие функции данных комиссий отражены недостаточно полно.
В данном Федеральном законе также отсутствуют нормы, определяющие основания и порядок рассмотрения поступивших в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав материалов, устанавливающие перечень мер воздействия, применяемых комиссиями к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям.
Принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции решения нередко связаны с необходимостью ограничения прав несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.
Возможность применения таких ограничений должна быть предусмотрена федеральным законом.
В настоящее время полномочия по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 24_1) пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В целях единообразного подхода субъектов Российской Федерации к деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, законопроектом предлагается внести ряд изменений в федеральное законодательство.
Статьей 1 законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних":
1. Статью 11 "Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" в целях закрепления на федеральном уровне правозащитных и контрольных функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и механизма их реализации, предлагается изложить в новой редакции, дополнив нормами, конкретизирующими основные полномочия комиссий, вытекающие из стоящих перед ними задач.
Кроме того, в целях приведения в соответствие с подпунктом 24_1 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", указанную статью предлагается дополнить нормой, согласно которой порядок создания и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
2. Статью 18 "Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения" в целях совершенствования механизма защиты прав несовершеннолетних проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, предлагается дополнить нормой, включающей в компетенцию органов управления здравоохранением организацию контроля за медицинским обслуживанием детей, проживающих в таких семьях.
3. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предлагается дополнить главой III_2 Рассмотрение материалов комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В данной главе предлагается установить основания рассмотрения материалов в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, основные требования к порядку проведения заседаний комиссий и порядку обжалования принятых комиссиями решений, а также перечень мер воздействия, связанных с ограничением прав, которые комиссии могут применять к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям.
Предлагается также предоставить комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав возможность вносить в соответствующие органы и организации представления об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий, а также об устранении нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.
С учетом вносимых в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" изменений, соответствующие изменения предлагается внести в Семейный, Гражданский, Гражданский процессуальный и Трудовой кодексы Российской Федерации (статьи 2 - 5 законопроекта).
В целях отмены устаревших, вступивших в противоречие с современным законодательством норм, законопроектом (статья 6) предлагается признать утратившими силу Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, и ряд положений других законодательных актов РСФСР, а также признать не действующими на территории Российской Федерации отдельные законодательные акты СССР, касающиеся деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Для предоставления субъектам Российской Федерации времени на приведение законодательства, регулирующего организацию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в соответствие с положениями данного федерального закона статьей 7 законопроекта предусматривается вступление его в силу с 1 января 2008 года.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка